флаг
герб
чечерск

Перечень декретов и законов - Инструктивно-методическое письмо

вкл. .

 

 

Скачать  

 

 

«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2016/2017 учебном году»

 

  I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Изменение экономических и социальных условий жизни ставит педагогическое сообщество перед необходимостью построения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы, основанной на создании оптимальных условий для полноценного формирования и развития духовно-нравственного, творческого, трудового потенциала нашей страны. Воспитание в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (далее – учреждения профессионального образования) должно быть направлено на формирование у учащихся таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность и осуществляться в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики. Наиболее эффективные результаты в области воспитания могут быть получены при гармоничном сочетании методов педагогической воспитательной работы с механизмами самодеятельности, самоорганизации и самоуправления учащейся молодежи.

 2016 год объявлен в Беларуси Годом культуры. Год культуры – это год популяризации белорусского искусства, предоставление возможности учащимся прикоснуться к сокровищнице национальных и мировых ценностей. В мероприятиях, посвященных Году культуры, при разработке сценариев различных мероприятий необходимо учитывать знаменательные события истории и культуры Беларуси: 125-летие со дня рождения Максима Богдановича (декабрь), 45-летие открытия мемориала «Брестская крепость-герой» (сентябрь), подготовка к мероприятиям по случаю празднования юбилеев Янки Купалы, Якуба Коласа в 2017-м году и др.

 Современное информационное общество ставит перед учреждениями профессионального образования задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно работать над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня. В связи с этим большое значение должно уделяться созданию и функционированию информационного пространства воспитательной работы. Согласно Положению о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 апреля 2010 года № 645) информация на сайте должна регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях датироваться. Структура интернет-сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации, а так же единство дизайна всех страниц.

 В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9), в 2017 году запланировано проведение конкурса сайтов учреждений образования «Сайт учреждения образования как ресурс воспитательной работы». Рекомендации по структуре и содержанию раздела «Воспитательная и идеологическая работа» сайта учреждения профессионального образования представлены в приложении 2.

 В соответствии с Планом мероприятий на 2016-2017 годы по реализации международного молодежного сотрудничества государств - участников Содружества независимых государств в 2017 году будет проведен конкурс виртуальных музеев «Храним традиции, живем настоящим, творим будущее» на сайтах учреждений профессионального образования.

  

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

 

Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях профессионального образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9), Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы (подпрограмма «Молодежная политика»), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.

 В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит раздел «Воспитание в системе образования», предоставляющий доступ к перечню нормативных правовых актов по вопросам воспитания.

 Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам воспитания также доступны на сайте Министерства образования (http://edu.gov.by, раздел «Система образования»: вкладки «Воспитание», «Молодежь», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование»), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.unibel.by, раздел «Идеология и воспитание»).

 Перечень нормативных правовых документов, информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования представлен в приложении 1.

 

 III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

3.1. Программно-планирующая документация воспитания.

 

Идеологическая и воспитательная деятельность планируется с учетом основных направлений молодежной государственной политики, воспитательных возможностей региона и специфики учреждения образования, результатов мониторинга.

 Программно-планирующая документация по идеологической и воспитательной работе также включает Программу воспитательной работы учреждения профессионального образования сроком на пять лет, содержащую цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся и План воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год, разработанный на основе программы воспитательной работы учреждения образования, отражающий мероприятия по реализации основных направлений воспитания, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение. Документы утверждаются руководителем учреждения образования и педагогическим советом.

 При планировании рекомендуется использовать методические рекомендации «Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2013 г.), которые определяют содержание и формы воспитательной работы в учреждениях образования.

 При планировании воспитательной работы необходимо обратить внимание на широкое использование современных интерактивных форм и методов, в основе которых лежит инициатива и практическое участие каждого учащегося: творческие клубы, объединения, включение в воспитательный процесс диалогических и дискуссионных форм работы, организация научно-исследовательской, проектной, волонтерской деятельности. Умелый отбор различных форм и методов работы, сочетание разъяснительной и практической деятельности создает условия для повышения эффективности развития у подрастающего поколения общекультурных компетенций, влияния на их сознание и чувства.

 Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» необходимо продолжить работу по реализации социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, влекущих к признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.

 

 3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

 

В новом учебном году необходимо продолжить работу по изучению качества воспитательного процесса и развития личности учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (далее – УПТО и УССО). Постановка целей и задач идеологической и воспитательной работы, совершенствование содержания воспитательной работы с учащейся молодежью должны осуществляться на основе мониторинга уровня воспитанности учащихся и системы воспитания в учреждении профессионального образования. Данные мониторинговой деятельности должны обеспечить более тесную интеграцию воспитательного и учебного процессов, возможность уделять первоочередное внимание освещению актуальных вопросов и проблем жизнедеятельности коллектива учреждения образования. Результаты мониторинга позволяют изучить соответствие цели и содержания процесса воспитания; оценить эффективность традиционных и инновационных форм и методов воспитания.

 Для анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитания учреждениям образования рекомендуется использовать методические рекомендации «Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2013 г.).

 В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2016 год в октябре 2016 года планируется проведение коллегии «Современные подходы к организации идеологической и воспитательной работы: от школы до высшего образования».

 В 2016/2017 учебном году в целях научно-методического обеспечения воспитательного процесса на базе учреждения образования «Оршанский государственный колледж продовольствия» в мае 2017 года планируется организация и проведение республиканского семинара-практикума «Мониторинг качества идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: состояние и перспективы»для заместителей директоров по воспитательной работе УПТО и УССО.

  

3.3. Экспериментальная и инновационная деятельность.

 

Эффективность воспитательного процесса учреждения образования во многом зависит от освоения педагогическим коллективом инновационных технологий и методик, авторских программ, комплексно влияющих на содержание и формы организации жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Лучшие практики воспитания необходимо апробировать путем реализации экспериментальных и инновационных проектов.

 Реализация экспериментальной деятельности осуществляется на основе приоритетных направлений воспитания: создание воспитывающей среды в условиях общежития, формирование национального самосознания учащихся средствами внеучебной деятельности; профилактика наркопотребления, противоправного поведения и преступлений среди учащихся; формирование ключевых компетенций в области устойчивого развития; организация профориентационной деятельности; организация шестого дня в учреждениях профессионального образования; формирование гендерной компетентности учащихся, инклюзивной компетентности педагогов; развитие робототехники в области дополнительного образования детей и молодежи; развитие профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности; формирование предприимчивости и экономических компетенций у учащихся в условиях бизнес-компании.

 Поиск новых образовательных идей на основе анализа ведущих тенденций в мировой образовательной практике, отечественном опыте, способствует изменению традиционных подходов к воспитанию, повышению качества воспитательной практики, уровня профессионального мастерства.

 По результатам апробации экспериментальных и инновационных проектов формируется банк лучших практик воспитания, размещенных на сайте «Идеология и воспитание» Республиканского портала «Профессиональное образование», которые также публикуются в электронном журнале «Воспитание. Личность. Профессия» (www.ripo.unibel.by) и сборниках методических материалов.  

 В целях оптимизации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования на основе результатов экспериментальной и инновационной деятельности в октябре 2016 года планируется проведение инструктивно-методического совещания «Повышение эффективности воспитательного процесса с учетом лучших практик воспитания экспериментальной и инновационной деятельности учреждений профессионального образования» для участников воспитательного процесса, реализующих экспериментальные и инновационные проекты.

   

IV. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

 

Идеологическое воспитание в учреждениях профессионального образования направлено на формирование ценностных ориентаций молодого поколения, отвечающих конкретным актуальным интересам государства, общества, создания такого базиса личности, который предполагает формирование направленности, определяющей объективное отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком своего места в обществе.

 Важнейшим условием эффективности идеологического воспитания является формирование у учащихся уважительного, бережного отношения к государственным символам как неотъемлемой части уважения к своей стране, ее прошлому и настоящему. В целях формирования уважения к государственным символам Республики Беларусь, понимания их роли и значения в системе идеологических ценностей государства, необходимо должное внимание уделять наполнению и актуализации наглядной агитации в учреждениях профессионального образования, обеспечив наличие и оформление уголков государственной символики в фойе, актовом зале, административных помещениях, в учебных кабинетах, общежитиях. Следует обратить внимание на обязательное исполнение гимна во время торжественных мероприятий, использование государственных символов, атрибутов и ритуалов в учреждениях образования при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, при проведении воспитательных мероприятий.

 Необходимо обеспечить наличие актуальной информации о режиме работы структурных подразделений, должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан; наличие и оформление стендов ПО ОО «БРСМ», ПО РОО «Белая Русь», «Наша гордость», уголков правовых знаний, а также размещение информации о Годе культуры и проводимых в его рамках мероприятиях, актуальной информации об органах ученического самоуправления в учреждении образования и общежитии, на сайтах.

 11 сентября текущего года состоятся Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, что определяет содержание идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования. С целью повышения правовой культуры молодых избирателей рекомендуется проведение марафонов молодых избирателей «Сделай свой выбор!», «Выбор молодых. Наше будущее», привлекать учащихся к реализации проектов «Твой гражданский долг», «Избирательный кодекс Республики Беларусь об основных принципах избирательной системы», шире использовать возможности информационных, воспитательных часов, средств массовой информации.

 Для решения разнообразных задач воспитания, вовлечения учащихся УПТО и УССО в социально-значимую деятельность, формирования активной гражданской позиции целесообразно использовать потенциал молодежных организаций, привлекать учащихся к участию в мероприятиях, акциях, проводимых ОО «БРСМ». Рекомендуется к руководству первичными организациями ПО БРСМ привлекать молодых преподавателей, т.к. они способны эффективно взаимодействовать с молодежью.

 Приоритетными направлениями деятельности ОО «БРСМ» являются: поддержка одаренной и талантливой молодежи, реализация гражданско-патриотических и культурно-досуговых проектов, развитие деятельности молодежных отрядов охраны правопорядка (МООП), поддержка и развитие инновационной и научной деятельности, студотрядовское движение, волонтерское движение «Доброе Сердце», развитие международного молодежного сотрудничества, информационная работа (работа в интернет-пространстве и со средствами массовой информации, аналитическая и исследовательская деятельность).

 Развитие молодежного правоохранительного движения в УПТО и УССО должно быть направлено на профилактику противоправного поведения, противодействие употреблению наркотических и психотропных веществ среди молодежи.

 Гражданское и патриотическое воспитание является одним из актуальных направлений воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, обусловленное выполнением социального заказа общества: формированием гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

 Для формирования активной гражданской позиции, воспитания чувства патриотизма и национального самосознания учащихся целесообразно обеспечить участие в республиканских акциях «За любимую Беларусь!», «Беларусь – мое Отечество», «Ганаруся табой, Беларусь!»; «Беларусь сильная, Беларусь свободная», «Будущее страны – за молодежью!», «К защите Отечества – готов!» и др.; привлекать учащихся к участию в республиканских мероприятиях, предусмотренных Программой «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы: Республиканском конкурсе «Молодежная столица Республики Беларусь»; Республиканском проекте «Собери Беларусь в сердце своем», «Моя Беларусь» и др. В УПТО, УССО требуется еженедельно проводить мероприятия по освещению общественно-политических событий. В целях реализации актуальных задач молодежной политики необходимо создание и распространение информационных изданий, теле- и видеоматериалов (полиграфической продукции, буклетов, листовок, сборников, докладов, фотоальбомов и др.), свидетельствующих об организации творческой и исследовательской деятельности, экспедиций по изучению истории, литературы, ремесел края.

 Важным направлением гражданского и патриотического воспитания является организация экскурсионной работы, которая способствует формированию у учащихся положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам: организация историко-этнографических экскурсий по родному краю (Несвиж, Мир, Брест, Хатынь, Курган Славы и др.), однодневных туристических походов «Наш край – Беларусь», пешеходных экскурсий «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы». Ознакомлению с историческими ценностями способствуют такие мероприятия, как авто- и велопробеги по маршрутам, включающим культурно-исторические и природные объекты. Перечень рекомендуемых для посещения обучающимися в 2016/2017 учебном году экскурсионных объектов и туристических маршрутов размещен на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (отделение краеведения): http://rctkum.by/.

 В рамках мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в новом учебном году следует уделить внимание организации мероприятий, посвященных Дню знаний, а также Дню белорусской письменности, празднование которого в текущем году пройдет в г.Рогачеве Гомельской области.

 Одним из актуальных направлений воспитательной работы в УПТО и УССО в 2016/2017 учебном году является поликультурное воспитание учащихся, направленное на формирование умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму. В УПТО и УССО рекомендуется организовывать «круглые столы», конференции, диспуты, на которых будут решаться спорные проблемы современности: решение проблем войны и мира, насилия и ненасилия, конфликтов и бесконфликтности, прав человека и прав народов, толерантности и нетерпимости к инакомыслию, социальной справедливости и социальной незащищенности и ряда других проблем, стоящих перед человечеством. 

В 2017 году планируется проведение молодежного марафона «Диалог культур – единый мир» среди учащихся профессионального образования в области изучения и популяризации белорусской культуры и культур других стран-участниц СНГ. В рамках марафона целесообразно обеспечить проведение комплекса мероприятий: исследование социального окружения учащихся учебных групп, их ценностных ориентаций и социальной направленности, их отношения к другим нациям; организация деловых игр, форум-театров, направленных на осознание национальных, культурных, социальных традиций в поликультурном мире; реализация исследовательских проектов, связанных с проблемами миграции (беженцы на территории Беларуси); проведение фотовыставок, показ и обсуждение фильмов; организация встреч с беженцами, обыгрывание конкретных ситуаций; проведение творческих вечеров национальных культур, фестивалей культур; использование дискуссионных методов, направленных на сравнительный анализ прав и культурных особенностей молодежи в разные периоды и в разных странах; проведение дней культур; освещение проведенных в рамках марафона мероприятий на сайтах учреждений образования. 

 

4.2. Педагогическое сопровождение одаренных учащихся. Развитие ученического самоуправления.

 

Выявление, отбор, педагогическая поддержка развития одаренных учащихся – одно из стратегических направлений работы в УПТО и УССО. Талантливая, интеллектуально и творчески развитая молодежь уже сегодня определяет будущее нашей страны. Система работы с одаренными учащимися УПТО и УССО должна включать в себя следующие направления деятельности: выявление учащихся, обладающих способностями к интеллектуальной, творческой, изобретательской, организаторской деятельности; создание условий для включения талантливых детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность; развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных педагогических технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренной учащейся молодежи; повышение профессионального мастерства педагогических кадров. 

Выявлению, развитию профессионального и творческого потенциала одаренных учащихся способствуют участие в международных и республиканских мероприятиях: соревнованиях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, проектах, фестивалях, научно-практических конференциях. Педагогическая поддержка одаренных учащихся должна осуществляться посредством создания в каждом учреждении образования воспитывающей среды, адекватной реальным интересам и потребностям личности, вовлечения одаренных учащихся в работу объединений по интересам, социально-значимую деятельность, включения в работу общественных объединений, органов ученического самоуправления.

 Особое внимание необходимо уделить организации психологического сопровождения конкурсантов на протяжении всех этапов подготовки к участию в международных конкурсах (WorldSkills International, «Таланты XXI века», «Невские берега»), включающего как интенсивную доконкурсную подготовку, так и обеспечение психологически комфортной среды, способствующей продуктивной деятельности конкурсантов. Психологическое сопровождение должно быть направлено на формирование позитивной установки на участие в конкурсе; развитие эмоциональной устойчивости, обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, выработку навыков мобилизации в стрессе, формирование уверенности в своих силах, нацеленности на успех. Целесообразно разрабатывать индивидуальные программы развития одаренных учащихся. 

Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности коллектива учащихся играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству. 

Процесс организации и развития ученического самоуправления в учреждении образования будет эффективным, если он обеспечивается деловым общением на основе партнерских отношений, предоставлением возможности учащимся участвовать в прогнозировании, организации, реализации и анализе образовательного процесса. Учащиеся должны иметь возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов учреждения образования, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. 

Для наиболее полного выявления и развития потенциальных возможностей и самоактуализации каждого учащегося следует продолжить работу по координации деятельности молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления. 

Развитию организаторских и лидерских способностей способствует организация: кружков, клубов «Лидер», «Школа лидера», молодежных центров «РИТМ» (Республика Инициативной Творческой Молодежи), «Перспектива», «Академия успеха»; использование программ «Равный обучает равного», тренингов личностного роста и лидерского саморазвития «Правила моей жизни», «Секрет лидера», «На шаг впереди!» и т.д., театрально-игровых мероприятий (подготовка и представление спектаклей в технике «VERBATIM» и методики «Форум-театр» и др.). 

В 2016/2017 учебном году следует обратить внимание на поддержку волонтерской деятельности, которая способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств, социальной ответственности подрастающего поколения, эмпатии, гуманности, справедливости, чувства собственного достоинства и уважения к другим людям: участие в слетах отрядов волонтеров, республиканском конкурсе «Волонтер года – доброе сердце», открытом фестивале волонтерских команд, республиканской благотворительной акции «Чудеса на Рождество» и др. 

В соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь волонтерские отряды учреждений профессионального образования в своей деятельности должны определить основные цели и задачи, ведущие принципы деятельности отряда, содержание и формы работы, условия приема в волонтерский отряд, права и обязанности каждого члена, руководителя отряда, основные принципы руководства отрядом, меры поощрения и наказания, правила ведения документации, механизм реорганизации и ликвидации отряда. 

 

4.3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. 

В 2016/2017 году в УПТО и УССО необходимо обеспечить реализацию комплекса мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 - 2020 годы. Особое внимание следует уделить вопросам совершенствования системы воспитательной работы среди учащихся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, профилактике травматизма, недопущению случаев нанесения вреда здоровью участникам образовательного процесса от других лиц, обучения навыкам безопасного поведения, популяризации здорового образа жизни, формирования антинаркотического барьера. 

При организации воспитательно-профилактической работы необходимо обратить внимание на проведение мероприятий, направленных на формирование у учащихся положительных установок на здоровый образ жизни, личной ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья (Дни здоровья, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады и др.), в том числе на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья; обеспечить участие в конкурсе постер-мотиваторов на основе информационных технологий «Быть здоровым – это здорово, который состоитсяв августе-ноябре 2016 годав соответствии сПланом мероприятий на 2016 - 2017 годы по реализации международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества независимых государств. 

В целях предотвращения случаев травматизма учащихся в ходе образовательного процесса в учреждениях профессионального образования необходимо обеспечить: организацию и контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса, профилактике травматизма и охране труда во время экскурсий, туристических походов, участия в культурно-массовых мероприятиях, при выполнении сельскохозяйственных и общественно-полезных работ; ознакомления участников образовательного процесса с ответственностью (дисциплинарной, административной, уголовной) за нарушение правил и требований охраны труда. Необходимо обеспечить своевременное проведение инструктажей, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, внутреннего распорядка. 

При проведении внеучебных мероприятий следует обеспечить неукоснительное выполнение рекомендаций Министерства образования «Об обеспечении безопасности обучающихся, участников туристско-экскурсионных программ (письмо от 17.06.2015 №10-01-28/230)» и «О некоторых вопросах участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей» (письмо от 19.11.2015 №21/6236/дс). 

Обращаем внимание на необходимость реализации Плана мероприятий по предупреждению гибели людей на водах на 2016 - 2018 годы, которым предусмотрено проведение практических занятий, семинаров, разъяснительных бесед (инструктажей) по вопросам безопасного поведения на воде и льду, оказания первой помощи пострадавшим, а также практических занятий на базах спасательных станций ОСВОД. Важным аспектом в обеспечении безопасной жизнедеятельности учащихся является расширение взаимодействия с Государственной автоинспекцией по развитию у учащихся навыков ответственного поведения при участии в дорожном движении (акции «Стань заметней», «За руль – после совершеннолетия», «Безопасный переход» и др.), сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям по обучению навыкам поведения в экстремальных жизненных ситуациях (тренинги по формированию навыков действий при пожарах, обнаружении подозрительных предметов, соблюдению мер безопасности при использовании бытовых приборов, пиротехнических средств и т.п.). 

Необходимо обеспечить ограничение доступа в учебных корпусах и общежитиях к открытым балконам и лоджиям, технологическим сооружениям, выходам на крыши и др. для предотвращения случаев падения с высоты. 

В ходе образовательного процесса педагогическим работникам, специалистам СППС необходимо особое внимание уделять вопросам профилактики противоправного поведения учащихся: ознакомлению с ответственностью за совершение антиобщественных поступков в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, вовлечению учащихся в конструктивные формы досуга, формированию антинаркотического барьера, психологической устойчивости к зависимым формам поведения учащихся учреждений профессионального образования. При организации мероприятий профилактического характера необходимо активно привлекать к сотрудничеству специалистов учреждений здравоохранения, сотрудников подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД, представителей спортивных клубов, специалистов многопрофильных центров по работе с детьми и молодежью по месту жительства, общественных организаций и работников средств массовой информации. 

При организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (приложение 3). Перечень документов учетно-профилактического дела несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН, представлен в приложении 4.Образец учетно-профилактической карточки несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН, представлен в приложении 5. 

В рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016 - 2020 годы в 2016/2017 учебном году необходимо проводить обучающие семинары, конференции для преподавательского состава учреждений образования, педагогов-психологов, педагогов социальных по повышению уровня правосознания учащихся, в том числе, по вопросам использования государственных информационно-правовых ресурсов при правовом просвещении учащихся; продолжить проведение просветительских, воспитательных мероприятий, семинаров, занятий для обучающихся, родителей по вопросам повышения уровня их правосознания, популяризации законопослушного образа жизни. 

При организации профилактической работы в УПТО и УССО с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания (имеющими многочисленные пропуски занятий без уважительных причин, склонными к девиантному, аддиктивному поведению, суицидальным рискам и др.), целесообразно проводить следующую работу: раннее выявление учащихся, требующих повышенного педагогического внимания; проведение профилактической и коррекционной работы педагогическими работниками в рамках своих функциональных обязанностей. 

 

4.4. Экологическое воспитание, формирование готовности к деятельности в интересах устойчивого развития. Экономическое воспитание.

 

Экологическое образование является частью общей системы образования. В законодательстве Республики Беларусь провозглашена приоритетность образования в области природопользования и охраны окружающей среды и обязательность его на всех уровнях национальной системы образования. 

В 2016/2017 учебном году необходимо активизировать воспитательную работу по формированию у будущих специалистов экологического мировоззрения и экологической культуры, осуществлять формирование экологоориентированной личности, способной осуществлять профессиональную деятельность с позиции ее экологической целесообразности и в интересах устойчивого развития. 

Необходимо развивать исследовательскую деятельность обучающихся по реализации проектов «Очистка природных территорий от твердых бытовых отходов», «Экологический аудит», «Экология города и ее влияние на здоровье жителей»; проводить конкурсы экологических проектов «Будущее за тобой»; мероприятия, направленные на энерго- и водосбережение, рациональное обращение с отходами, сохранение природного биоразнообразия; организовывать познавательные программы «Зеленая экономика»; активизировать деятельность волонтерских экологических отрядов «Альтруист», «Эколог», «Зеленые»; организовать факультативы экологической и экономической направленности; обеспечить проведение экскурсий, конкурсов, акций, направленных на энерго- и ресурсосбережение, охрану и восстановление природных ресурсов. 

Целью экономического воспитания в УПТО и УССО является оказание помощи учащимся в адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, соответствие повышенным требованиям, которые предъявляются к личностным качествам будущих рабочих и специалистов рыночной экономики. Особое место в экономическом воспитании в учреждениях профессионального образования в новом учебном году следует уделить формированию представлений об экономике как целостной взаимосвязанной системе, побуждающих обучающихся к поиску своего места на современном рынке труда, возможности максимально реализовать свои способности и собственные силы, освоению знаний, умений и способов ведения социально ответственной предпринимательской деятельности. 

В практике работы учреждений профессионального образования рекомендуется использовать различные методы и приемы моделирования профессиональной деятельности, например, ролевые игры, создание ученических фирм, бизнес-компаний и др.. Необходимо включать во внеучебную деятельность формы работы, вызывающие интерес и положительное отношение к предпринимательской деятельности: информационные часы «Молодежное предпринимательство», тренинги «Поиск бизнес-идей», «Роль других профессий в моем деле», «Карьерный рост выпускника», участие в молодёжных форумах инициатив и творчества в области экономики. 

 

4.5. Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни.

 Целенаправленное педагогическое взаимодействие с семьей приобретает большую социальную значимость и заключается в создании благоприятных условий для всестороннего развития личности учащегося, подготовки его к полноценной жизни в обществе. Система взаимодействия должна быть основана на личностно-ориентированном подходе, включающем изучение и анализ семейных отношений, информационно-просветительскую работу с родителями, социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, педагогическую поддержку участия родителей (законных представителей) в управлении образовательным процессом, активное участие родителей в подготовке учащихся к будущей семейной жизни, развитие и укрепление семейных ценностей, гендерной культуры и культуры взаимоотношений между полами.

 Целесообразно приобщать родителей к участию в культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых учреждением профессионального образования; повышать уровень педагогической культуры родителей, практикуя свободные демократичные формы работы, такие как родительские гостиные, родительские ринги, способные сформировать доверие и взаимопонимание между родителями и педагогами в вопросах воспитания; организовывать дистанционныеконсультационные пункты по повышению психологической компетентности родителей в различных кризисных ситуациях; шире использовать возможностисоциальных сетей, электронной почты, сайта учреждения образования для предоставления родителям дополнительной возможности оперативного обмена информацией с учреждением образования.

 Необходимо обеспечить работу по семейному воспитанию и гендерному развитию учащихся на протяжении всего периода обучения, не допуская практики ситуативного обращения к вышеуказанной проблематике, вовлекать молодых супругов из числа учащихся УПТО и УССО для активного участия в праздниках, конкурсах, акциях по пропаганде семейных ценностей на региональном уровне, активизировать работу объединений по интересам «Семейное воспитание», «Формирование гендерной культуры учащихся», «Молодая семья».

 Особое внимание кураторам учебных групп, мастерам производственного обучения, воспитателям, специалистам СППС необходимо уделять вопросам профессиональной подготовки и осознания ценностей семьи и брака, создания благоприятных социально-бытовых условий в УПТО и УССО для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; повышения эффективности воспитательной работы на первых курсах обучения, особенно с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, детьми из неблагополучных семей и обучающимися с особенностями психофизического развития в целях их активной социализации и формирования ответственного поведения для успешного включения в социальную структуру и жизнь общества. 

В 2016/2017 учебном году необходимо продолжить взаимодействие учреждений профессионального образования с Белорусской Православной Церковью, осуществляемое на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы, по таким направлениям, как работа с родителями обучающихся по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с использованием православных традиций; социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания; популяризация семейных ценностей, сформированных на основе православных традиций белорусского народа. 

При проведении мероприятий по подготовке учащихся к семейной жизни рекомендуется использовать сборник методических материалов «Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи /под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск: РИПО, 2015. – 324 с.

 

4.6. Организация воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития. 

В Республике Беларусь сложилась система всесторонней гарантированной защиты государством прав и законных интересов детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Важным шагом к защите прав инвалидов стало присоединение Беларуси к Конвенции о правах инвалидов (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов»), исключающую любую дискриминацию по признаку инвалидности. 

Обращаем внимание, что в соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь(утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 июля 2015 г. № 608)установлен термин «инклюзивное образование», который предусматривает в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования создание адаптивной образовательной среды, включающей систему условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный учебный план, сопровождение (ассистирование), технологии, методы, средства обучения и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемых в учреждении образования, в максимальной степени обеспечивающие возможности для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося. 

В целях формирования инклюзивной культуры в учреждениях профессионального образования необходимо развивать волонтерское движение, ориентированное на формирование у учащихся толерантного отношения к инвалидам и детям с особенностями психофизического развития, милосердия, благотворительности: организация шефства над детскими домами, центрами коррекционно-развивающего обучения, школами-интернатами, проведение рождественской благотворительной акции «Дорогой Добра», благотворительных акций по оказанию помощи инвалидам «Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Забота»; вовлекать учащихся в организацию и проведение: акций «Инклюзивный мир», «Без барьеров»; конкурсов социальных роликов «Разные – равные», социальных проектов «Мир открыт каждому». 

Необходимо активизировать работу по формированию профессионально значимых качеств личности учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидов, адекватной самооценки и самоконтроля, эмоциональной сферы данной категории учащихся, обучать их приемам регулирования эмоционального состояния; расширению способов коммуникации с учетом нарушений средств общения; вовлекать учащихся-инвалидов в проведение коллективных творческих дел, деятельность органов ученического самоуправления, стимулировать их активность. Особое внимание следует уделять организации досуговой деятельности учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидов: систематически организовывать посещение театров, выставок, концертов; вовлекать в работу спортивных секций, кружков и клубов по интересам. Важным вопросом является повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области специальной педагогики, психологии, дефектологии. 

 

4.7. Организация воспитательной работы в шестой день недели.

 При организации работы в шестой день в учреждениях профессионального образования рекомендуется составлять отдельные планы работы дня в режиме внеучебной деятельности. Необходимо создать условия для проведения идеологической, спортивно-массовой работы, организовывать мероприятия общественной, трудовой, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой, культурно-досуговой, туристско-экскурсионной и краеведческой направленности; рекомендуется привлекать учащихся к участию в мероприятиях, организованных ПО ОО «БРСМ», профсоюзной организацией, органами ученического самоуправления. В учреждениях профессионального образования необходимо активизировать работу с законными представителями учащихся, вовлекая родителей в мероприятия, проводимые в шестой день, проводить родительские собрания, организовать работу консультативного пункта для родителей. 

Особое внимание при проведении профориентационной работы необходимо уделить организации сотрудничества учреждений ПТО и ССО с предприятиями и организациями-заказчиками кадров по проведению экскурсий на предприятия, способствующих ознакомлению учащихся с профессионально-производственной средой, перспективами трудоустройства, возможностями карьерного роста; по организации встреч с передовиками производства, ведущими специалистами-выпускниками учреждений ПТО и ССО; по привлечению представителей предприятий к участию в днях открытых дверей учреждений профессионального образования.

 В рамках профориентации целесообразно осуществлять взаимодействие с учреждениями высшего образования с целью предоставления учащимся ПТО, ССО возможности выбора траектории дальнейшего профессионального развития и становления (приглашение на профориентационные мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей»; сетевое общение и др.). 

Одним из основных направлений деятельности в шестой день недели является проведение профориентационной работы учреждениями профессионального образования, направленной на повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования, их законных представителей, педагогических работников и других категорий населения, организованной как по инициативе УПТО и УССО, так и по запросам учреждений общего среднего образования в любое время, удобное для учащихся школ. 

С целью организации профориентации учащихся учреждений общего среднего образования руководителям УПТО и УССО необходимо обеспечить заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями общего среднего образования, подготовку конкретных планов работы, отражающих проведение профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования в субботний день, расширение контактов посредством проведения разноплановых мероприятий на базе УПТО и УССО. Учреждениям профессионального образования рекомендуется шире использовать собственную материально-техническую базу для организации профессиональных проб, проводить для школьников профессиональные субботы, мастер-классы с участием учащихся, мастеров и преподавателей, экскурсии в музеи, функционирующие на базе УПТО и УССО, организовывать профессиональные консультационные пункты с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной профессии (специальности). 

В целях методической помощи при организации указанного направления профориентационной работы целесообразно использовать материалы инструктивно-методического письма Министерства образования от 26 августа 2015 года «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования», инструктивно-методического письма Министерства образования от 6 ноября 2015 № 10-20/2505 «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день». 

Обращаем внимание, что в соответствии с письмом Министерства образования от 13.04.2016 г. №07-20/1030/дс, информацию о проведенных профориентационных и иных мероприятиях с учащимися учреждений общего среднего образования в шестой школьный день необходимо представлять ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего после завершения отчетного периода, в электронном виде (cvr_ripo@ripo.unibel.by) и на бумажном носителе по адресу: ул. К.Либкнехта, 32, 220004, г. Минск.

 

4.8. Организация социальной, воспитательной и идеологической работы в общежитии.

 Сегодня большое внимание уделяется воспитательной работе с учащейся молодежью, проживающей в общежитии. Порядок предоставления жилых помещений в общежитии осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013г. № 269 (в ред. постановления от 24.07.2014 №725) «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признания утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 Воспитательная работа в общежитии направлена на становление гуманистического мировоззрения молодежи, формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности учащихся, их культуры поведения в быту, привитие навыков здорового образа жизни и обеспечение разумной занятости учащихся во внеучебное время. Для привлечения широкого круга проживающих к участию в управлении общежитием, мероприятиях, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, необходимо создавать совет общежития из числа проживающих. 

Администрации учреждения образования следует обеспечить надлежащий контроль за содержанием наглядной агитации, стенной печати в общежитии, своевременным ее обновлением. Информационные стенды должны содержать информацию по правовому просвещению учащейся молодежи, здоровому образу жизни, противопожарной безопасности, организации спортивной и культурной жизни общежития, социально-педагогической и психологической поддержке учащихся, о деятельности первичной организации ОО «БРСМ», Совета общежития, информацию о Годе культуры, графики приема и телефоны администрации распорядительных и исполнительных органов власти, депутатов местных советов.

 Необходимо обратить особое внимание на размещение в общежитиях уголка государственной символики Республики Беларусь, наличие графика приема участкового инспектора, выписки из правил внутреннего распорядка, режима работы общежития и т.д. Информационные стенды, расположенные на этажах общежития, должны содержать информацию о работе объединений по интересам, графики работы специалистов СППС, экраны санитарного состояния комнат, графики дежурств учащихся, списки проживающих на этаже, правила дежурного по этажу, информацию по профилактике ВИЧ-инфекции, о правилах пожарной безопасности и др. 

Для организации системной воспитательной работы и осуществления контроля рекомендуется разработать циклограмму работы воспитателя. В целях совершенствования качества воспитательной работы воспитателю необходимо формировать банк современных воспитательных технологий, сценарных и методических разработок мероприятий, проводимых с учащимися в общежитии. 

В учреждениях ПТО и ССО в этом году необходимо активизировать работу по вовлечению учащихся, проживающих в общежитии, в деятельность объединений по интересам. Так же необходимо усилить индивидуальную работу с учащимися, состоящими на различных видах учета, активизировать работу с родителями, учащимися, склонными к противоправному поведению. 

При проведении в общежитиях мероприятий воспитательной и профилактической направленности рекомендуется использовать интерактивные формы работы. Для оказания помощи учащимся в адаптации и социализации рекомендуется проводить мероприятия, направленные на создание благоприятного морально-психологического климата в общежитии (вечера отдыха «Давайте познакомимся», «Общежитие – мой дом родной»; конкурсно-развлекательные программы «В День Святого Валентина», «Самая обаятельная и привлекательная», «Снег кружится…»), профилактику несчастных случаев, травматизма, попыток суицида (инструктажи, профилактические беседы «Действия в чрезвычайных ситуациях, пожарная и электробезопасность», «Дорога ошибок не прощает», «География безопасности»; акции «Дерево жизни», «Жизнь стоит того, чтобы жить»), повышение уровня правовой культуры учащихся, обеспечение защиты их прав и интересов (круглый стол «Выборы. Общество. Власть», «Я – гражданин Республики Беларусь», информационный ринг «Подросток и закон», диалог «Поступок. Проступок. Правонарушение», «Молодежные субкультуры: за и против» и другие). 

Особое внимание следует уделить освещению идеологической и воспитательной работы в общежитии на сайте учреждения образования, усилить контроль за содержанием информации, распространяющейся по локальной сети и сети интернет в общежитиях.

 

4.9. Деятельность социально-педагогической и психологической службы.

 

В 2016/2017 учебном году при планировании графиков работы педагога социального и педагога-психолога в рамках 40-часовой рабочей недели целесообразно предусмотреть их работу в вечернее время, в шестой день недели, работу в общежитии, обратить внимание на обустройство комнат для проведения индивидуальных занятий и консультирования. 

По-прежнему важным аспектом деятельности СППС является реализация защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, должна быть организована в соответствии с индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, который должен включать мероприятия по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. Педагогу социальному совместно с куратором учебной группы, мастерами производственного обучения необходимо обеспечить ежедневный контроль посещения занятий несовершеннолетним. Важно проводить работу по активному вовлечению учащихся данной категории в деятельность объединений по интересам, в организацию и проведение различных мероприятий. 

В целях формирования позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации рекомендуется обеспечить устройство учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание (согласно Постановлению Совета министров Республики Беларусь 28 июня 2012 г. № 596 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании»). 

При планировании работы совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) на 2017 год следует предусмотреть рассмотрение на заседаниях Совета профилактики вопросов о патронатном воспитании учащихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояния индивидуальной профилактической работы, обеспечения безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма, недопущения случаев нанесения вреда здоровью участникам образовательного процесса от других лиц. 

Необходимо уделить особое внимание индивидуальной работе с учащимися, состоящими на различных видах учета, учащихся, требующих повышенного педагогического внимания, оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи, направленной на решение конкретных проблем личностного, профессионального и социального развития учащихся. 

Во исполнение Комплекса мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015-2019 годы, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Беларусь 7 апреля 2015 г., в 2016/2017 учебном году усилия педагогических коллективов необходимо направить на формирование ценностного отношения к жизни среди учащейся молодежи, развитие навыков осознанного принятия решений в ситуациях, связанных с риском для здоровья: проведение месячника по предотвращению самоубийств (с 10 сентября по 10 октября), направленного на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, укрепление психического и психологического здоровья учащихся, развитие коммуникативных способностей, делового общения в учебных группах, трудовом коллективе, с использованием интерактивных форм и методов работы (психологические калейдоскопы, промо-акции, вебинары и др.), слоганов позитивной направленности («Радуга Жизни», «Мир, который я люблю» и др.). 

Необходимо обеспечить своевременное выявление учащихся, склонных к суицидоопасному поведению (с учетом их личностных особенностей, модели поведения, признаков неблагополучных условий проживания в семье, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий и т.д.); активизацию (пропаганду) работы «Телефона доверия» и «Почты доверия». При проведении профилактических мероприятий целесообразно избегать названий с терминологией: «суицидоопасное поведение», «суицидальные риски», «самоубийство», «суицид». 

Важным аспектом деятельности СППС является оказание систематизированной социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащимся с высоким уровнем склонности к суицидоопасному поведению и совершившими попытку суицида/ парасуицида в соответствии с индивидуальными планы помощи, включающими пункты социальной, педагогической и психологической реабилитации учащегося и его социального окружения. 

Необходимо направить усилия на развитие системы ориентаций учащихся на высокие ценностно-смысловые и нравственно-духовные ценности жизни, формирование позитивного мышления, умения выбирать из арсенала поведенческих реакций оптимальные способы взаимодействия с окружающими, путем организации тренинговых и интерактивных занятий, направленных на формирование позитивного образа Я, принятия уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей, повышение стрессоустойчивости, развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения. Следует обеспечить обучение учащихся методам и способам саморегуляции; оптимальным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, развитие стрессоустойчивости как умения конструктивно реагировать на стрессовую ситуацию и справляться с ней. 

Кураторам и специалистам СППС рекомендуется использовать в работе по данному направлению методическое пособие «Формирование ценностного отношения к жизни у обучающихся учреждений профессионального образования» (РИПО, 2016 г). 

Одним из способов предупреждения и преодоления употребления учащимися психоактивных веществ является проведение ежегодного психосоциального анкетирования учащихся, позволяющего выявить учащихся с риском развития химической зависимости и организовать планомерную индивидуальную работу с учащимися данной категории. 

В 2016/2017 учебном году необходимо продолжить информационно-просветительскую деятельность по повышению уровня знаний кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, родителей и других педагогических работников учреждений профессионального образования по проблемам учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в состояниях острого кризиса, эмоционального неблагополучия, по вопросам психического здоровья; использованию новых, современных и эффективных педагогических технологий по формированию личной ответственности учащихся за состояние своего здоровья. 

Специалистам СППС необходимо особое внимание уделять вопросам информированности педагогов и родителей о тактике выявления обучающихся, имеющих никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимости; оказанию своевременной и эффективной помощи. Необходимо информировать участников образовательного процесса: о последствиях употребления психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств и распития спиртосодержащих напитков несовершеннолетними; о работе специалистов психоневрологических диспансеров, центров пограничных состояний, наркологических центров и общественных организаций, которые могут оказать качественную, квалифицированную помощь (в том числе, анонимную). 

Следует обеспечить размещение на сайте, стендах СППС, в электронных и печатных изданиях (газеты, журналы) постоянно действующих тематических рубрик профилактической направленности «Вопрос педагогу-психологу», «Советы по выходу из стрессовых и конфликтных ситуаций», «Научитесь себя контролировать!», «Как сохранить психологическое здоровье», «Цените жизнь как высший дар», «Психологическое здоровье – основа физического и социального благополучия», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Ответственность перед законом». 

Специалистам СППС необходимо уделить особое внимание повышению уровня психологической культуры педагогических работников, развитию навыков педагогического общения, конструктивного взаимодействия с обучающимися, обучению способам снятия эмоционального напряжения и благоприятного разрешения конфликтных ситуаций. 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Развитие системы профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг, обладающих не только профессиональными и трудовыми компетенциями, но и высоким уровнем социальных и гражданских компетенций. Решение этой задачи позволит учащимся эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни, основываясь на готовности к активному и демократическому участию, социально-личностных и общекультурных компетенциях, позволяющих выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования. 

В условиях интенсивного развития информационного общества особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся критического мышления, совершенствованию умений работать с информацией, созданию условий для обеспечения информационной безопасности обучающихся, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию учащихся. Формирование социально значимых компетенций эффективно реализуется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности со всеми субъектами воспитательной работы.