Парадоксы подростковой психики
ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ
Подростковый возраст – это пик активности, прежде всего физической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:
1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.
2. Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» – при полной слитности со своим окружением, «быть как все» – в компании, в классе, во дворе и т. д.
3. Интересно все сразу и ничего.
4. Хочется всего, сразу и если позже – «то вообще тогда зачем».
5. При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ
1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
2. Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).
4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.