Рекомендации для педагогов
- Рекомендации для педагогов
- АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
- По предупреждению бродяжничества и самовольных уходов
- Кибербуллинг. Я педагог
- Советы по формированию позитивного отношения к жизни у учащихся
- Признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ
- Последовательность действий педагога и администрации при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков
- Рекомендации кураторам, работающим с первокурсниками.
- Педагогам на заметку
- Памятка о темпераменте
- Способы удержания внимания при публичном выступлении
- Признаки суицидального поведения подростков
- Памятка молодому преподавателю
- Все страницы
АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАСТЕРОВ, КУРАТОРОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Что можно сделать для того, чтобы помочь учащимся с суицидальными мыслями и намерениями
Если к Вам обратился учащийся с откровенным разговором о его жизни, помните, что именно Вам он доверяет больше всего…
I. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности учащегося. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
2. Отнеситесь серьёзно к высказыванию учащимся суицидальных мыслей, а тем более проявлению действий. Примите его как личность. Допустите возможность, что учащийся действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося юноши или девушки.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, неудовлетворённости жизнью и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
Помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой взрослые часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка или юноши еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, люди способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным подростком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если подросток ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у учащегося ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь облегчения.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. После того, что вы услышали от учащегося о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то учащийся может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным типичным высказываниям, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Не развивайте в отчаявшемся чувства вины по отношению к его родным. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
9. Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности подростка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
11. Не оставляйте учащегося одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
12. Обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом. Свяжитесь с родителями.
Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и семье.
Педагог-психолог Ткачева К.И.
Формирование позитивного отношения к жизни у учащихся в работе куратора, мастера п/о
Положительное отношение к жизни – актуальная в современной психологии тема, которая рассматривается, прежде всего, в рамках позитивного мышления, т.е. мы можем говорить о позитивно и негативно мыслящих людях.
Негативно мыслящий человек откажется от дальнейших действий после нескольких неудач, т.к. найдёт множество причин для этого. Позитивно мыслящий удвоит свой напор: он также найдёт множество причин, но для того, чтобы победить.
Негативное мышление основано целиком или частично на прошлом опыте личности и опыте окружающих. Любой опыт обозначен ошибками и болью. Чем опытнее становится человек, тем более его мышление становится негативным. При этом само негативное мышление создает большие проблемы в жизни личности и увеличивает свою негативную суть.
Человек с позитивным мышлением постоянно открыт к эксперименту, открыт для получения новой информации и находится в постоянном развитии. Он не имеет страхов, которые сдерживают его. Отсутствие барьеров-страхов и фокусировка на позитиве позволяют такому человеку видеть выгоду для себя даже в неудачах.
ПОЧЕМУ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ТАК ВАЖНО?
-
позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;
-
положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
-
оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;
-
позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.
Известно, что напряженное состояние возникает в связи с тем, что формируется негативное отношение к проблемной ситуации, но ситуация – это всего лишь форма существования проблемы. С помощью педагога изменив отношение к ситуации, учащийся видит перспективы, может осознать свои ресурсы.
Выстраиваются следующие шаги педагогической поддержки саморазвития личности. Их можно рассмотреть на примере неудовлетворительной оценки, полученной учащимся при сдаче экзамена.
Шаг 1. Выявление проблемы, перевод чувственной энергии в область сознания («Ты не сдал экзамен, это досадно»).
Шаг 2. Поиск совпадающих интересов («Ты неплохо ответил по таким-то пунктам»).
Шаг 3. Выявление позитивного в негативном («Хорошо, что мы увидели твою недостаточную подготовку сейчас, иначе тебе было бы трудно усвоить материал в следующем семестре»).
Шаг 4. Ориентация на ресурсы («Подумай, по каким вопросам ты готов лучше всего»).
Шаг 5. Ориентация на действие («По каким учебникам тебе будет удобнее готовиться?»).
При такой поддержке педагога расширяется восприятие пространства личностью учащегося, увеличивается ее «масштабность». Учащийся начинает принимать проблему такой, какая она есть, целостно воспринимая и проживая ее. И еще:
-
обратите внимание на то, что интересует учащегося. Постарайтесь узнать, что вызывает у него интерес или что дает ему возможность быть довольным собой, особенно, если он сам этого не замечает;
-
оказывайте поддержку. Вместо того чтобы упрекать учащегося за его отрицательную позицию, убедите его делиться с вами своими впечатлениями о том, почему он так чувствует себя, чем вызвано его поведение. Выслушайте рассказ о его чувствах, и проявите заботу и спокойствие, ободрите и поддержите его, все время поощряя стремление двигаться вперед. Скажите ему нечто вроде: «Давай подождем еще недельку и тогда увидим, как ты чувствуешь себя»;
-
не прибегайте к штампам. Самым верным способом добиться того, что у учащегося сохранится негативная позиция, является присвоение ему штампа. Большинство из нас следует принципу: «Если ты так меня называешь, то я и буду таким». Если мне говорят, что у меня плохое отношение к окружающему, а мне это отношение нравится, то я и буду продолжать негативно относиться к жизни. В отношениях с детьми гораздо более эффективным является концентрация внимания на позитивных аспектах.
-
при проведении классных часов, индивидуальных бесед акцентируйте внимание учащихся на позитивном мышлении, пусть они делятся своими достижениями (как физическими, так и моральными), способами решения сложных жизненных ситуаций и раскрывают свои ресурсы для сопротивления негативным тенденциям.
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и мышлением. Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.
ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ НЕГАТИВНЫХ СЛОВ
Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» – это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное.
БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ!
Это пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений. Благодарность обладает колоссальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает.
Вид ПАВ |
Прямые признаки употребления
Действие на Поведение человека |
Косвенные признаки употребления |
|
Марихуана, «Спайс» |
Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому |
Приступы смеха, веселости, которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета |
Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения |
Мак, героин, кодеин, дезоморфин |
Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление |
Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром) |
Следы от уколов на руках, кистях, ногах, наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость |
Амфетамин, кокаин |
Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит |
Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь, маниакальность, гневливость |
Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения. |
Экстази |
Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита
|
Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться |
Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна. |
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ
· Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
· Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.
· Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
· Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
· Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома
· Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
· Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
· Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).
· Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.
· Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.
· Беспричинное сужение или расширение зрачков.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом.
Что необходимо знать педагогам и родителям
Воздействие ароматического дыма смесей несет в себе 3 типа опасности.
1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.
2. Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость.
3. Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. С такими симптомами в 2012г. госпитализированы десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своем это подростки.
Последствия употребления
Медицинские:
- тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;
- развитие психической и физической зависимости, как и при употреблении других видов наркотических веществ;
- поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);
- психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности;
- снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);
- риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;
- поражение сердечно - сосудистой системы;
- отравление от передозировки, смерть.
Социально – психологические:
- нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей;
- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия;
- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;
- разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям. Ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.
Более частыми становятся групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков и доступ к источникам их получения. Все это приводит к определенному росту распространенности наркотизации среди части молодежи и требует немедленных широких и четких мер противодействия.
Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ
Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.
В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:
- вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);
- поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
- пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.
Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а следовательно, и качество воспитательной работы.
Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.
Преподаватели учебных заведений могут настойчиво рекомендовать этим лицам обратиться к специалисту (врачу психиатру-наркологу). Целесообразно связаться с родителями, опекунами или воспитателями (если, например, ребенок находится в интернате), указав на желательность консультации со специалистом и необходимость учета прав детей и их родителей. При выявлении, например, в ходе домашнего визита или посещения студенческого общежития, острых состояний следует вызвать скорую помощь или рекомендовать близким учащегося (студента) незамедлительно обратиться к наркологам. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что необоснованные утверждения о немедицинском приеме ПАВ могут стать поводом к конфликту между школьником или студентом (и их семьями) или учебным заведением - вплоть до судебного разбирательства. Они могут оказаться и существенным психотравмирующим фактором и привести к декомпенсации психического состояния у учащегося.
Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.
Действия педагога при подозрении нахождения учащегося в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из аудитории, отделить его от одногруппников.
2. Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
3. Срочно вызвать медицинского работника колледжа. Если состояние учащегося тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять подростка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.).
Действия педагога при возникновении подозрения периодического
употребления несовершеннолетним наркотиков
Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Действия куратора (лицо, которому может довериться учащийся) при подозрении
потребления ПАВ несовершеннолетним.
Если вы подозреваете, что учащийся употребляет наркотики – не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его. Возможно, Вы единственный человек кому ребенок может довериться. Основные правила:
1. Предоставляйте подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.
2. Укажите на недопустимость появления в колледже в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
3. Не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам и учащимся, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации колледжа и родителям Вы обязаны.
4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?
5. Необходимо иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним.
Внимание! Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств, является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром-наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь подтолкнуть к их реальному употреблению.
«Передозировка» психоактивных веществ
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
1.Вызвать «Скорую помощь».
2.Повернуть на бок.
3.Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
3.Следить за характером дыхания до прибытия врачей
4.При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту – искусственное дыхание «изо рта в рот».
Рекомендации кураторам, работающим с первокурсниками.
Одна из актуальных проблем учебных учреждений любого типа - социально-психологическая адаптация первокурсников. Именно, от ее эффективности зависит решение многих учебно-воспитательных задач. Более того, успешная адаптация - главный фактор оптимизации учебной деятельности, условие всестороннего развития личности каждого студента!; Успешная адаптация первокурсника положительно отражается на его эмоциональном самочувствие, придает ему уверенность в себе, интерес к жизни группы, учебного учреждения, способствует формированию личности будущего специалиста. Чем меньше первокурснику потребуется времени на адаптацию в коллективе группы тем, как правило, меньше времени на учебную адаптацию.
Существует две стороны адаптации:
учебная адаптация;
социально-психологическая адаптация;
Целью социально психологической адаптации является сближение целей, ценностных ориентации, потребностей студентов. В практике работы кураторов происходят случаи длительных, тяжелых, временами конфликтных по характеру формирование коллективов, дезадаптации отдельных первокурсников, причиной чего являются различные в ценностных ориентация и социальном опыте студенты.
Отсюда вытекает: куратор не должен быть пассивным созерцателем жизни своей группы.
С целью сближения и взаимопонимания между студентами, создания положительного климата группе необходимо широко использовать активные формы работы, дискуссии, деловые, ролевые игры, тренинги и т.д.
Для организации доброжелательных отношений в группе куратору следует:
знать студентов по именам;
отказаться от подчеркивания успехов одних и неудач других;
отказаться от прямого противопоставления студентов;
чаще вступать в контакт с замкнутыми, «неинтересными» студентами, чтобы вызывать к ним интерес группы;
внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности студентов
группы;
определять мотивы поведения, причины каждого отклонения в поведении
студентов;
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
Употребление ПАВ (психоактивных веществ), к коим относятся даже средства бытовой химии, приводят (помимо ожидаемых зависимыми лицами изменений) еще к тем или иным видимым для окружающих изменениям. Таковыми могут быть следующие симптомы:
зуд носа и лица, отечность лица, сужение или расширение зрачков глаз,
покраснение лица или его бледность, потливость, слюнотечение
учащение или урежение сердцебиения или/и дыхания, сердечные аритмии, снижение или повышение артериального давления, сухость во рту и носоглотке,
повышение аппетита, жажда, вялость, сонливость, тошнота, рвота,
боли в животе, двигательная расторможенность, суетливость, болтливость, нарушение речи, судорожные припадки, потеря сознания, нарушение памяти.
Появление подобных явлений у подростка должно привлекать внимание родителей и педагогов. Это повод для серьезного разговора с подростком и обращения к наркологу.
В чем же кроется опасность современных ПАВ?
современные ПАВ по своей структуре уже не природного происхождения, а синтетические, благодаря доступности компонентов для синтеза в быту;
современные ПАВ легко приводят к зависимости, многие уже после первого применения;
многие современные ПАВ быстро разрушаются в организме, что не дает возможности найти их в крови;
современные ПАВ, например, синтетические аналоги алкалоидов марихуаны, действуют разрушительней на центральную нервную систему, чем растительного происхождения.
В связи с растущей инфантильностью рожденных между 1990-2000гг. современные ПАВ рассматриваются многими из них, как «украшение вечеринок и дискотек».
В среде молодежи получили распространение так называемые «фарм-вечеринки», когда группы собираются ради совместного употребления различных сочетаний лекарств из домашних аптечек.
Отдельно хочу выделить распространенную «забаву» под названием «собачий кайф» или «шарфики», когда пережимаются сонные артерии ради достижения галлюцинаций, что возникают в связи с кислородным голоданием мозга.
Во-первых, для этой забавы необходим помощник(-ца), которые могут «переборщить».
Во-вторых, «собачий кайф» часто заканчивается непредсказуемо, в виде судорожных припадков, потери сознания и сопутствующих им травм, нарушений памяти и способности к обучению в дальнейшем.
А для того чтобы наши дети не были в зоне риска по подобным шалостям и употреблению ПАВ, уже в совсем раннем возрасте необходима определенная система в их воспитании, а не слепое обслуживание прихотей.
Рекомендации для педагогов
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
Удалить учащегося из учебного кабинета отделить его от одногруппников.
Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
Срочно вызвать медицинского работника колледжа, если состояние тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники), необходимо вызвать скорую помощь.
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять подростка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай.
Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
Сангвиник
1. веселы и жизнерадостны;
2. энергичны и деловиты;
3. часто не доводите начатое дело до конца,
4. склонны переоценивать себя,
5. способны быстро схватывать новое;
6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаете неудачи и неприятности;
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9. с увлечением беретесь за любое дело;
10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14. выносливы и работоспособны;
15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;
16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17. обладаете всегда бодрым настроением;
18. быстро засыпаете и пробуждаетесь; несобранны, проявляете поспешность в решениях;
20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,
Сангвиник – человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, балагуром. Такому человеку присущи жизнерадостность и целеустремленность. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми, будучи хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям. При отсутствии глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство, склонность к зазнайству и легкомыслие. Чтобы этого избежать, сангвинику хорошо общаться с интересными и энергичными людьми, поскольку наше окружение часто способно направить наши мысли в определенное русло. А сангвиник не мыслит себя без общения!
Меланхолик
1. стеснительны и застенчивы;
2. теряетесь в новой обстановке;
3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4.не верите в свои силы,
5. легко переносите одиночество,
6. склонны ходить в себя;
7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
8. быстро утомляетесь;
9. обладаете слабой, тихой речью;
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11, впечатлительны до слезливости;
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;
14. склонны к подозрительности, мнительности;
15. болезненно чувствительны и легко ранимы;
16. скрытны и необщительны
17 чрезмерно обидчивы;
18. малоактивны и робки.
19, безропотно покорны;
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих
Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, поскольку он придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание. Даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, мягкий, доброжелательный, умеющий сопереживать и сочувствовать. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Ранимого и обидчивого. Неблагоприятными условиями для него могут стать постоянное давление со стороны окружающих, принятие на себя невыполнимых обязательств и общение с людьми, которые не в состоянии или не желают понимать, что не все люди одинаковы.
Холерик
1. не усидчивы, суетливы;
2. не выдержаны, вспыльчивы;
3. нетерпеливы;
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,
6. упрямы:
7. находчивы в споре;
8. работаете рывками;
9. склонны к риску;
10. незлопамятны и необидчивы;
11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;
12. неуравновешенны и склонны к горячности;
13. агрессивный забияка,
14. нетерпимы к недостаткам;
15. обладаете выразительной мимикой;
16. способны быстро действовать и решать;
17. неустанно стремитесь к новому;
18. обладаете резкими и порывистыми движениями;
19. настойчивы в достижении поставленной цели;
20. склонны к резким; сменам настроения,
Холериков отличает порывистость и эмоциональность. Иногда его характеризуют как вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но не продолжительны. У людей с общественными интересами данный темперамент проявляется в инициативности, принципиальности, увлеченности и целеустремленности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерик может стать раздражительным, невыдержанным и нетерпеливости. Ему лучше не создавать себе препятствий при возможности реализации своих способностей, иначе энергия, кипящая внутри, будет направлена на близких людей, что не всегда идет им на пользу.
Флегматик
1. спокойны и хладнокровны;
2. последовательны и обстоятельны в делах;
3. осторожны и рассудительны;
4. умеете ждать;
5. молчаливы и не любите попусту болтать;
6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;
7, сдержанны и терпеливы;
8. доводите начатое дело до конца;
9. не растрачиваете попусту сил;
10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;
11. легко сдерживаете порывы;
12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14. постоянны в своих отношениях и интересах;
15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
16. ровны в отношениях со всеми;
17. любите аккуратность и порядок во всем;
18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19. обладаете выдержкой;
20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,
Флегматики более хладнокровные люди. Они производят впечатление скорее склонности к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, активной работоспособности, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются устойчивыми. Флегматик обычно ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам (бурным эмоциональным состояниям, которые не поддаются самоконтролю). Положительные черты характера, свойственные этому типу темперамента – выдержанность, глубина мыслей, постоянство, терпеливость, ответственность, надежность. При неблагоприятных условиях флегматик может стать безвольным ленивым, вялыми безучастным к происходящим событиям, замкнутым и медлительным человеком. Это может случиться, если окружающие требуют или сам флегматик пытается одинаково успешно заниматься несколькими серьезными делами, быстро переключаясь с одного занятия на другое.
Характеристика темперамента и
принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами
Темперамент |
Характеристика «+» «-» |
Педагогический подход |
|
Холерик
|
Энергичность Увлеченность Подвижность Целеустремленность Активность Инициативность
|
Вспыльчивость Агрессивность Неуравновешенность Нетерпимость Конфликтность Обидчивость Изменчивость (перепады настроения) Недоведение дела до конца
|
|
Характеристика темперамента и
принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами
Сангвиник
|
Жизнерадостность Увлеченность Отзывчивость Общительность Оптимистичность Инициативность Открытость Склонность к лидерству Легко привыкают к новым условиям
|
Склонность к зазнайству Легкомыслие Поверхностность Сверобщительность Ненадажность Беспечность Несклонны к беспокойству
|
|
Характеристика темперамента и
принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами
Флегматик |
Устойчивость Постоянство Терпеливость Самообладание Надежность Спокойствие Склонен к порядку Доброжелательность Осмотрительность Миролюбивость
|
Медлительность Безразличие Сухость Трудно переключается с одного вида деятельности на другой Трудно приспосабливается к новым условиям
|
|
Характеристика темперамента и
принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами
Меланхолик |
Чувствительность Мягкость Человечность Эмоциональность Склонность к рассуждениям
|
Низкая работоспособность Мнительность Ранимость Замкнутость Необщительность Застенчивость Обидчивость Нерешительность
|
|
Способы удержания внимания при публичном выступлении
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.
Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.
Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.
Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.
При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.
Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.
Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.
В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.
ПРИЗНАКИ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Памятка для кураторов учебных групп и мастеров производственного обучения
◄Уход в себя.
Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
◄ Капризность, привередливость.
Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками суицида.
◄ Депрессия.
Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.
◄ Агрессивность.
Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно даёт противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарища.
◄ Нарушение аппетита.
Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерии потенциальной опасности.
◄ Раздача подарков окружающим.
Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция – прямой предвестник грядущего несчастия. В каждом таком случае рекомендуется серьёзная и откровенная беседа для выяснения намерения потенциального суицидента.
◄ Психологическая травма.
Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
◄ Перемены в поведении.
Внезапные неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
◄ Угроза.
Любое высказано стремление уйти из жизни должно восприниматься серьёзно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать чёрствости, агрессивности к суициденту, которые только могут подтолкнуть к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь, консультацию у специалистов.
◄Активная предварительная подготовка:
Приобретение отравляющих веществ и лекарств, хранение боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о лёгкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ДО ЗАНЯТИЙ
1. Прочитайте раздел программы, который надо изучать на занятиях.
2. Изучите материал этого раздела.
3. Проанализируйте учебный материал.
4. Сформулируйте цель занятий. Ответьте на вопросы, чего бы Вы хотели достичь в результате занятий.
5. Представьте коллектив данной группы, отдельных учащихся, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.
6. Выберите самые результативные методические приемы для данной группы и для данных учащихся.
7. Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
8. Продумайте структуру занятия, его ход.
9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
10. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
11. Проверьте себя:
какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на занятиях;
какое умение формируется на данном занятии;
какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном занятии;
какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
НА ЗАНЯТИЯХ
● Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь: все ли готово к уроку (чиста ли доска и т.д.). Стремитесь к организованному началу урока.
● Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите группу, обязательно – недисциплинированных. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
● Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе преподавателя рапортичку с фамилиями отсутствующих.
● Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания, т.к. это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя – дело неизбежное.
● Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие – бич дисциплины.
● Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
● Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
● Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Скажите учащемуся, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
● Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных учащихся. Пусть все испытают удовлетворенность от результата труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте этого слишком часто.
● Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
● Удерживайтесь от излишних замечаний.
● Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к группе.
● Не допускайте конфликтов с целой группой или со значительной частью группы, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните слова Н.А.Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.