флаг
герб
чечерск

Рекомендации для педагогов

вкл. .

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАСТЕРОВ, КУРАТОРОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАЩИМИСЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Что можно сделать для того, чтобы помочь учащимся с суицидальными мыслями и  намерениями

Если к Вам обратился учащийся с откровенным разговором о его жизни, помните, что именно Вам он доверяет больше всего

I.  Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности  учащегося. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. 

2. Отнеситесь серьёзно к высказыванию учащимся суицидальных мыслей, а тем более проявлению действий. Примите  его как личность. Допустите возможность, что  учащийся действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство.   Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации.

3. Установите заботливые взаимоотношения.    Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

  Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося  юноши или девушки.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли,  неудовлетворённости жизнью и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

  Помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой взрослые часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка или юноши еще большую подавленность. Желая помочь таким образом,  люди способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным подростком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если  подросток ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у  учащегося ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь  облегчения.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации.   Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений.   После того, что вы услышали от  учащегося о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь».  Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то  учащийся может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным типичным высказываниям, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь  уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Не развивайте в отчаявшемся чувства вины по отношению к его родным. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду.   Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.  Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности  подростка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте  учащегося одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

12. Обратитесь за помощью к специалистам.    Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом. Свяжитесь с родителями. 

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как  подростку, так и семье.  

 

                   Педагог-психолог                                                             Ткачева К.И.


 Формирование позитивного отношения к жизни у учащихся в работе куратора, мастера п/о

Положительное отношение к жизни – актуальная в современной психологии тема, которая рассматривается, прежде всего, в рамках позитивного мышления, т.е. мы можем говорить о позитивно и негативно мыслящих людях.

Негативно мыслящий человек откажется от дальнейших действий после нескольких неудач, т.к. найдёт множество причин для этого. Позитивно мыслящий удвоит свой напор: он также найдёт множество причин, но для того, чтобы победить.

Негативное мышление основано целиком или частично на прошлом опыте личности и опыте окружающих. Любой опыт обозначен ошибками и болью. Чем опытнее становится человек, тем более его мышление становится негативным. При этом само негативное мышление создает большие проблемы в жизни личности и увеличивает свою негативную суть.

Человек с позитивным мышлением постоянно открыт к эксперименту, открыт для получения новой информации и находится в постоянном развитии. Он не имеет страхов, которые сдерживают его. Отсутствие барьеров-страхов и фокусировка на позитиве позволяют такому человеку видеть выгоду для себя даже в неудачах.

ПОЧЕМУ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ТАК ВАЖНО?

  • позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

  • положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

  • оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;

  • позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

Известно, что напряженное состояние возникает в связи с тем, что формируется негативное отношение к проблемной ситуации, но ситуация – это всего лишь форма существования проблемы. С помощью педагога изменив отношение к ситуации, учащийся видит перспективы, может осознать свои ресурсы.

Выстраиваются следующие шаги педагогической поддержки саморазвития личности.  Их можно рассмотреть на примере неудовлетворительной оценки, полученной учащимся при сдаче экзамена.

Шаг 1. Выявление проблемы, перевод чувственной энергии в область сознания («Ты не сдал экзамен, это досадно»).

Шаг 2. Поиск совпадающих интересов («Ты неплохо ответил по таким-то пунктам»).

Шаг 3. Выявление позитивного в негативном («Хорошо, что мы увидели твою недостаточную подготовку сейчас, иначе тебе было бы трудно усвоить материал в следующем семестре»).

Шаг 4. Ориентация на ресурсы («Подумай, по каким вопросам ты готов лучше всего»).

Шаг 5. Ориентация на действие («По каким учебникам тебе будет удобнее готовиться?»).

При такой поддержке педагога расширяется восприятие пространства личностью учащегося, увеличивается ее «масштабность». Учащийся начинает принимать проблему такой, какая она есть, целостно воспринимая и проживая ее. И еще:

  • обратите внимание на то, что интересует учащегося. Постарайтесь узнать, что вызывает у него интерес или что дает ему возможность быть довольным собой, особенно, если он сам этого не замечает;

  • оказывайте поддержку. Вместо того чтобы упрекать учащегося за его отрицательную позицию, убедите его делиться с вами своими впечатлениями о том, почему он так чувствует себя, чем вызвано его поведение. Выслушайте рассказ о его чувствах, и проявите заботу и спокойствие, ободрите и поддержите его, все время поощряя стремление двигаться вперед. Скажите ему нечто вроде: «Давай подождем еще недельку и тогда увидим, как ты чувствуешь себя»;

  • не прибегайте к штампам. Самым верным способом добиться того, что у учащегося сохранится негативная позиция, является присвоение ему штампа. Большинство из нас следует принципу: «Если ты так меня называешь, то я и буду таким». Если мне говорят, что у меня плохое отношение к окружающему, а мне это отношение нравится, то я и буду продолжать негативно относиться к жизни. В отношениях с детьми гораздо более эффективным является концентрация внимания на позитивных аспектах.

  • при проведении классных часов, индивидуальных бесед акцентируйте внимание учащихся на позитивном мышлении, пусть они делятся  своими достижениями (как физическими, так и моральными), способами решения сложных жизненных ситуаций и раскрывают свои ресурсы для сопротивления негативным тенденциям.

 

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и мышлением. Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.

ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ НЕГАТИВНЫХ СЛОВ

Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» – это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное. 

БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ!

Это пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений. Благодарность обладает колоссальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает. 


 

Вид ПАВ

Прямые признаки употребления

 

               Действие на                                             Поведение

                 человека

 

 

Косвенные признаки употребления

Марихуана, «Спайс»

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому

Приступы смеха, веселости, которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета

Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения

Мак, героин, кодеин, дезоморфин

Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление

Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром)

Следы от уколов на руках, кистях, ногах, наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость

Амфетамин, кокаин

Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит

Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь, маниакальность, гневливость

Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения.

Экстази

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита

 

Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться

Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна.

 

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ

 · Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

 · Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.

 · Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

 · Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

 · Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома

 · Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

 · Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

 · Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).

 · Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.

 · Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.

 · Беспричинное сужение или расширение зрачков.

 Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом.

 

Что необходимо знать педагогам и родителям

 

Воздействие ароматического дыма смесей несет в себе 3 типа опасности.

 1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.

 2. Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость.

 3. Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. С такими симптомами в 2012г. госпитализированы десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своем это подростки.

 Последствия употребления

 Медицинские:

 - тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;

 - развитие психической и физической зависимости, как и при употреблении других видов наркотических веществ;

 - поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);

 - психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности;

 - снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);

 - риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

 - поражение сердечно - сосудистой системы;

 - отравление от передозировки, смерть.

 

 Социально – психологические:

 - нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей;

 - потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия;

 - связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;

 - разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям. Ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.

 Более частыми становятся групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков и доступ к источникам их получения. Все это приводит к определенному росту распространенности наркотизации среди части молодежи и требует немедленных широких и четких мер противодействия.

  

Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ

 Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.

 

В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:

 - вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);

 - поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;

 - пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.

 Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.

 Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а следовательно, и качество воспитательной работы.

 Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.

 Преподаватели учебных заведений могут настойчиво рекомендовать этим лицам обратиться к специалисту (врачу психиатру-наркологу). Целесообразно связаться с родителями, опекунами или воспитателями (если, например, ребенок находится в интернате), указав на желательность консультации со специалистом и необходимость учета прав детей и их родителей. При выявлении, например, в ходе домашнего визита или посещения студенческого общежития, острых состояний следует вызвать скорую помощь или рекомендовать близким учащегося (студента) незамедлительно обратиться к наркологам. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что необоснованные утверждения о немедицинском приеме ПАВ могут стать поводом к конфликту между школьником или студентом (и их семьями) или учебным заведением - вплоть до судебного разбирательства. Они могут оказаться и существенным психотравмирующим фактором и привести к декомпенсации психического состояния у учащегося.

 Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.

 


 Действия педагога при подозрении нахождения учащегося в

состоянии алкогольного или наркотического опьянения. 

     Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из аудитории, отделить его от одногруппников.
2. Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
3. Срочно вызвать медицинского работника колледжа. Если состояние учащегося тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять подростка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.).  

Действия педагога при возникновении подозрения периодического

употребления несовершеннолетним наркотиков

Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме. 

Действия куратора (лицо, которому может довериться учащийся) при подозрении

потребления ПАВ несовершеннолетним.

         Если вы подозреваете, что учащийся употребляет наркотики – не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его. Возможно, Вы единственный человек кому ребенок может довериться. Основные правила:
1.      Предоставляйте подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.
2.      Укажите на недопустимость появления в колледже в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
3. Не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам и учащимся, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации колледжа и родителям Вы обязаны.
4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?
5. Необходимо иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. 
Внимание!      Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств, является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром-наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь подтолкнуть к их реальному употреблению. 
«Передозировка» психоактивных веществ
        Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
        Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
1.Вызвать «Скорую помощь».
2.Повернуть на бок.
3.Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
3.Следить за характером дыхания до прибытия врачей
4.При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту – искусственное дыхание «изо рта в рот».

 


 Рекомендации кураторам, работающим с первокурсниками.

      Одна из актуальных проблем учебных учреждений любого типа - социально-психологическая адаптация первокурсников. Именно, от ее  эффективности зависит решение многих учебно-воспитательных задач. Более того, успешная адаптация - главный фактор оптимизации учебной деятельности, условие всестороннего развития личности каждого студента!;  Успешная адаптация первокурсника положительно отражается на его эмоциональном самочувствие, придает ему уверенность в себе, интерес к жизни  группы, учебного учреждения, способствует формированию личности будущего специалиста. Чем меньше первокурснику потребуется времени на адаптацию в коллективе группы тем, как правило, меньше времени на учебную адаптацию.

 Существует две стороны адаптации:

учебная адаптация;

социально-психологическая адаптация;

    Целью социально психологической адаптации является сближение целей,  ценностных ориентации, потребностей студентов.  В практике работы кураторов происходят случаи длительных, тяжелых, временами конфликтных по характеру формирование коллективов, дезадаптации отдельных первокурсников, причиной чего являются различные в ценностных ориентация и социальном опыте студенты.

  Отсюда вытекает: куратор не должен быть пассивным созерцателем жизни своей группы.

  С целью сближения и взаимопонимания между студентами, создания положительного климата группе необходимо широко использовать активные формы работы, дискуссии, деловые, ролевые игры, тренинги и т.д.

 Для организации доброжелательных отношений в группе куратору следует:

 знать студентов по именам;

 отказаться от подчеркивания успехов одних и неудач других;

 отказаться от прямого противопоставления студентов;

 чаще вступать в контакт с замкнутыми, «неинтересными» студентами, чтобы вызывать к ним интерес группы;

 внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности студентов
группы;

 определять мотивы поведения, причины каждого отклонения в поведении
студентов;