флаг
герб
чечерск

Рекомендации для учащихся

вкл. .

 

Что делать и как себя вести, если сильное волнение накрыло Вас с головой?

 Все просто: не скрывайте этого от окружающих. Подавляя свои эмоции, Вы их только усиливаете. Вспомните ситуации, когда Вы пытались заглушить свой смех — смеяться хотелось еще больше, верно? Озвучьте вслух то, что с Вами происходит. Объясните свое состояние простыми словами:

 Я ужасно нервничаю, не судите меня строго

В такой ситуации, у меня всегда душа уходит в пятки

Ох, я так волнуюсь, что коленки подгибаются

Свой вариант _____________________________________________________

 Помимо того, что Вы зададите дружеский тон окружающим, Вы еще снимите часть волнения. Когда Вы говорите о своих переживаниях, эмоциональный накал начинает снижаться. Словно часть своей боли Вы отдаете словам. Как говорят: выговоришься и на душе сразу легче!

 Сделайте это своей привычкой — перед каждым важным событием продумывать несколько простых объяснений своему волнению.

 

«Как справиться с эмоциональным напряжением»

  Когда Вы встречаете объекты, которые напоминают Вам о переживании или о травмирующем событии, несколько раз глубоко вздохните и расслабьтесь, встряхните опущенными плечами.

  Подумайте по поводу ожидаемых Вас в будущем приятных вещей, переключите внимание на вещи более радостные и приятные.

  Отрицательные эмоции (ярость, обида, злость) можно выплеснуть с помощью физических упражнений, особенно из разряда восточных практик или боевых искусств; посетив спортивный зал, Вы разрядитесь и отдохнете.

  Называйте то, что чувствуете («Мне грустно», «Я боюсь», «Я злюсь», «Я почему-то обеспокоен(а)» и пр.). Поначалу будет очень трудно, т.к. часто люди даже не понимают, что именно они чувствуют. Выражение чувств будет способствовать снятию внутреннего напряжения.

  Человек способен самостоятельно улучшить своё эмоциональное и физическое состояние, настраивая себя лишь на позитивное отношение ко всему окружающему.

  Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние: любимыми фильмами, книгами, музыкой, друзьями и др.

  

Желаю удачи!


 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

«САМОУБИЙСТВО? НИКОГДА!»

  

  1. Если Ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй её изменить. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!

  2. Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-нибудь хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

  3. Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, - но ты об этом не узнаешь!»

  4. Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай – ведь это может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

  5. Если тебе грустно, ты чувствуешь безысходность и одиночество, поговори со взрослым, которому доверяешь. Опыт и рассудительность взрослого помогут найти пути решения твоей проблемы.

  6. Постарайся отбросить предубеждение. Обратись к специалисту (психологу, психотерапевту). Без осуждения и морализации они помогут разобраться в твоих мыслях и чувствах.

  7. Постарайся не поддаваться сиюминутным эмоциональным состояниям. Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

  8. Если твой друг думает сделать это – сообщи об этом кому-нибудь из взрослых.

  9. Если это всё-таки произошло с твоим другом – звони   103!

                        Педагог - психолог


                             

 

 

 

 

 

Осторожно! «Спайс» убивает!

 Спайс (от англ. «spice» — специя, пряность) – одна из самых распространенных травяных курительных смесей (миксов) среди молодежи.

В состав травяных курительных смесей типа «спайс» входят энтеогены (растения, в состав которых входят вещества психотропного действия) и обыкновенные травы, опыленные синтетическими каннабиоидами, которые обладают наркотическим действием, галлюциногенным эффектом и токсическими свойствами, приводят к стойкой наркозависимости.

Курительные смеси продаются под видом благовоний, в том числе через Интернет – магазины, пропагандируются распространителями как безвредный вид табачных изделий успокоительного и антистрессового воздействия, причем акцентируется внимание на том, что сама смесь производится по неким тайным и древним рецептам, а ингредиенты, входящие в ее состав, имеют исключительно натуральное происхождение.

Действие курительных миксов на человеческий организм в 5-10 раз сильнее, чем растительных препаратов, содержащих в своем составе наркотические вещества.  При употреблении спайса наступают мощнейшие галлюцинации, психоз, эйфория, смех или чувство панического страха, полная потеря контроля над действиями, суицидальные мысли, например, голоса в голове могут приказать себя убить, броситься под колеса автомобиля или спрыгнуть из окна многоэтажного дома.

Кроме того, даже периодическое курение смесей становится причиной необратимых процессов: от такого курения страдают печень, половая и сердечно-сосудистая системы, мозг, наступают отупение, заторможенность, ухудшается память, затруднен мыслительный процесс, наступает умственная и психическая деградация.

Курение смесей нередко приводит к тяжелейшим отравлениям, которые сопровождаются рвотой, головными болями, передозировка грозит остановкой сердца.

Если у подростка поведение отличается от обычного, отмечается резкая смена настроения, отрешенный вид, на вопросы отвечает нечленораздельно, с задержкой или вообще их не слышит, зрачки расширены или сужены, значит, его надо вести к наркологу.

Каннабиноиды длительное время сохраняются в организме даже после однократного употребления. В моче их можно обнаружить в течение восьми суток после однократного употребления. При систематическом употреблении каннабиоиды могут обнаруживаться в биологических средах несколько недель после полного прекращения поступления в организм. Наиболее распространённым в лабораторной диагностике является ИХА - иммунохроматографический анализ.

В ряде стран мира введены, или в спешном порядке вводятся запреты, ограничивающие распространение курительных смесей типа «спайс».

Проблема в том, что новые синтетические каннабиноиды появляются быстрее, чем попадают в список запрещённых веществ, ведь наркоторговцы поняли – если одни синтетические аналоги, содержащиеся в спайсе, запрещают, то нужно лишь немного изменить молекулярную формулу такого каннабиноида – и вот перед нами уже новое вещество. Всё такое же наркотическое, но… не запрещённое законом.

Если Вам нужна помощь – ЗВОНИТЕ  - 8 801 100 18 18 – Республиканская горячая информационная линия по вопросам лечения наркомании

Наркотики – внутренняя форма рабства

 "Тот, кто не умеет сказать нет,

должен быть назван рабом".

Николя Шамфор

французский писатель,

       мыслитель, афорист

  Нам угрожает беда. Эта беда — наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых. Наркомания — болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть — вот последствия для здоровья в том и в другом случаях.

 Любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.

Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно-серая кожа, лицо с ранними морщинами — типичный портрет наркомана. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека, что проявляется в грубости, равнодушии к окружающим, жестокости, трудности в общении. Поведение наркомана настолько зависит от этого ощущения сиюминутного удовольствия, что заставить его осмыслить грозящую опасность невозможно.

Через определенное время наступает такой момент, когда наркотики нужны ему вовсе не для веселого настроения, а для поддержания относительно нормального самочувствия. Жизнь без них становится невозможной. Очень часто молодые люди сами готовят одурманивающие и наркотические вещества (кустарным способом) и вводят их всем членам «семьи» — так они называют свои группы. Нравы такой семьи бесчеловечны и жестоки!

       Тот из скатившихся вниз, кто воровать не может, становится подопытным «кроликом», на нем испытывают неизвестный препарат, не зная, каким будет его действие. Он принимает первым — либо погибает, либо выживает. Это страшно, но все же даром. Ведь несчастные больные люди, привыкшие к наркотикам, готовы отдать любые деньги за одну дозу. Мучительная зависимость от наркотика толкает человека на все — обман, воровство и даже убийство, лишь бы добыть наркотик.

  

Не дай сделать из себя раба.

                                                  НЕТ – твой твёрдый ответ.

 

Тройная ловушка

Что такое “тройная ловушка” наркотиков?

 

Ни одному свободному и не больному человеку наркотики не нужны.

 Это навязанные “привязанности”.

 По выражению Марка Твена, люди придумали себе потребности, в которых нет никакой потребности.

 Начало до смешного банально. Нас легко покупают.

 Стандартная ситуация предельно банальна.

 “Тройная ловушка” наркотиков такова: тебе предлагают, раз, лишь “не тяжелые” наркотики, два, лишь “попробовать”, три, как правило, предлагает хорошо знакомый человек, которому ты доверял. Это и есть “тройная ловушка”.

 Поэтому не готовые к такой ситуации люди, даже не желая того, “пробуют”.

 А отказаться – легко!

 И лишь кажется в этой ситуации, что все смотрят. О тебе забудут через 20 секунд.

 Они о тебе не много и думали, если предложили.

 И некоторые идут как послушные бычки, будто их туда на “конопляной” веревке тянут!

 Марихуана – легковтягивающий наркотик.

 Сначала связываешь себе руки “веревкой из конопли”.

 А потом из тебя веревки вьют.

 Никаких “проб” нет.

 Есть приобщение и порабощение. Соскальзывание происходит незаметно.

 Нам предстоит осознать некоторые важные вещи.

 Главное в приобщении к наркотикам: НЕЗАМЕТНОСТЬ.

 Никто не ходит с цепью на ноге. Это более тяжелое, тяжелейшее рабство. Внутреннее.

 Здесь ты найдешь многие ответы, чтобы найти единственный ответ.

 Прокатай эту стандартную ситуацию в голове.

 Безотказность – не качество человека. Это качество вещи.

 

 

 

 

Подросткам о наркотиках

Извлечение из Уголовного Кодекса Республики Беларусь

- За незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ст.328 УК РБ).

- За незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров — наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации (ст.328 УК РБ).

- За употребление наркотиков — постановка на учет, отказ в получении прав на вождение, отказ в приобретении ружья и др.

- За посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества — наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 329 УК РБ).

- За склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ -наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 331 УК РБ)

- За  предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, -наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет (ст.332 УК РБ).

  

О вреде наркотиков.

Полезные советы для подростков

  

Какой вред от наркотиков

Наркоманы редко переживают 30-летний возраст. Обычно наркоманами делаются люди, у которых наблюдается упадок физических и душевных сил для того, чтобы бороться в жизни за свое место под солнцем.

Абсолютно все исследователи (будь то врачи, социологи, педагоги и т. д.) сходятся во мнении, что наркомания наиболее опасна в подростковом возрасте, когда у человека только еще формируется мировоззрение.

Наркомания — это очень страшная болезнь, так как она выражается в болезненной зависимости от каких бы то ни было наркотических средств — будь то лекарства, анаша или же более тяжелые наркотики.

Наркоман в поисках денег на очередную дозу может пойти абсолютно на все — воровство, обман, а в некоторых случаях и на убийство. Часто первая доза продается за незначительную сумму или же вовсе дается бесплатно. Наркоторговцы могут нарочно заслать своего агента в компанию подростков или школьников, чтобы он их «посадил на иглу». Они полны решимости сделать что угодно, чтобы хотя бы один их знакомый начал принимать или хотя бы раз попробовал эту отраву. Даже первая доза наркотика может оказаться смертельной.

Наркотик убивает самых сильных, умных и волевых людей. С ним справиться не может почти никто. Наркотики — это беда для здоровья.

Происходит так, что из-за привыкания наркотик перестает давать наркоману эйфорию и становится просто необходимым для выживания в принципе. Тогда это наркотическое вещество становится лишь средством для устранения агрессивности, злобы, тоски и апатии.

Под постоянным воздействием наркотических веществ человек становится все более и более замкнутым, грубым, утрачивая родственные, дружеские и другие социальные связи, утрачивая практически все культурные и моральные ценности. Все это становится возможным из-за ярко выраженных нарушений в центральной нервной системе и мозге.

В нашей стране запрещено хранить наркотики — даже небольшие дозы. Это преследуется по закону. Никогда не прикасайся к наркотикам, не бери их, не клади к себе в карман, нигде не прячь. Учти, что наркомания — это болезнь, которая полностью меняет человеческую личность, делая человека подлым. Наркоман может дать наркотик на хранение и сам же донести на тебя, чтобы отвести от себя подозрение.

Ни под каким предлогом не пробуй наркотик. Если же это все-таки с тобой произошло, то откажись от следующей дозы, чтобы не вызывать привыкание. Если же ты чувствуешь, что попал в сети наркомании, сразу же посоветуйся с теми из взрослых людей, кому ты доверяешь.

 


 

 

 

 

 

 

Граффити

   Сегодня проблема граффити стала темой серьезного разговора на самом высоком уровне. Против райтеров бороться будем всем миром. И горе-живописцы должны помнить: незнание, как и игнорирование закона, не освобождает от ответственности. К сожалению, когда дело принимает серьезный оборот, «вольные художники» и их родители ссылаются чаще всего именно на неведение как на «аргумент» в свою пользу.

 Уверяем вас: это не поможет. Перед вами статьи закона – изучите их, руководствуйтесь ими. Это самый надежный аргумент в свою пользу. С правовой точки зрения у проблемы райтеров два аспекта: Первый связан с привлечением виновных к установленной законодательством ответственности (административной, уголовной). Второй – с возмещением ущерба, причиненного указанными противоправными действиями.

 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за самовольное перекрашивание фасадов жилых домов, иных зданий и сооружений предусмотрена ст.21.13-КоАП РБ и влечет за собой наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин. За совершение данного правонарушения несут административную ответственность лица, достигшие 16-летнего возраста.

  Статья 4.6 КоАП РБ

  • Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.
  • На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а налагается штраф или исправительные работы.

 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за осквернение зданий и сооружений циничными надписями или изображениями предусмотрена по ст.341 УК Республики Беларусь. Осквернение – надписи нецензурного содержания, рисунки, в циничной форме критикующие общепринятые культурно-духовные ценности, плакаты или рисунки, пропагандирующие антиобщественные идеалы и антисоциальные ценности, оскорбляющие человеческое достоинство и нравственность, фашистская символика, нанесение символов, противоречащих сущности того или иного религиозного культа). Субъектом такого преступления является лицо, достигшее 14 лет.Наказание по данной статье предусмотрено в виде общественных работ, штрафа или ареста сроком до трех месяцев.

 Нанесение на здания или сооружения заведомо ложных циничных надписей или изображений, позорящих другое лицо, квалифицируется как оскорбление или клевета соответственно по ст. 188, 189 УК РБ. Законодательством предусмотрена также и ответственность родителей.

 Ответственность родителей за «невыполнение обязанностей по воспитанию детей» предусмотрена ст. 9.4 КОАП РБ:

 Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждениеили наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

 Привлечение подростка к административной ответственности или рассмотрение его поведения на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних с вынесением постановления об объявлении ему предупреждения не освобождает его, а также родителей или лиц, их заменяющих, от возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями подростка.

 Об этом прямо указано в ст.7.8 КоАП Республики Беларусь. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, обязано возместить вред, причиненный административным правонарушением.

 Статья 933 ГК: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Потому, в данном случае, при наличии предоставленной органами ЖКХ справки о затратах, понесенных по приведению в первоначальное состояние фасада пострадавшего здания, имеются основания для предъявления иска в суд или возмещение ущерба в добровольном порядке.

 Статья 943 ГК: Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за причинение вреда отвечают самостоятельно, поскольку обладают необходимой интеллектуальной и эмоциональной зрелостью. Ответственность родителей несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет наступает лишь в том случае, когда у самого причинителя вреда нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

 


 

 

 

 

 

 

Рекомендации  психолога

 Несколько полезных установок в общении

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Как произвести первое положительное впечатление

  1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
  2. Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
  3. Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
  4. Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
  5. Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"
  6. Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
  7. Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
  8. Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
  9. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
  10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
  11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
  12. Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
  13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, говорите.

Как управлять своими эмоциями

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
  2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

Как решать мысленные задачи

  1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
  2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
  3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
  4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
  5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
  6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

Как развивать свой ум

  1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
  2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
  3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
  4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
  5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
  6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
  7. "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".

Девять заповедей Мнемозины

  1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
  2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
  3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
  4. 1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".
  5. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
  6. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
  7. Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
  8. Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
  9. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
  10. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".

Как совершенствовать свои способности

  1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
  2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
  3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
  4. Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
  5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Как пользоваться своим воображением

  1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
  2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
  3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
  4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
  5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

Как планировать свою деятельность

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
  2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
  3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
  4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
  5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как воспитывать волю

  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
  2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

 


 

 

 

 

 

 

Советы психолога для предотвращения конфликтных ситуаций

 Каким бы совершенным человеком вы бы ни были, люди вокруг вас останутся обычными людьми – нередко готовыми вас задеть, оскорбить. Ничто так не травмирует психику человека и не портит атмосферу в коллективе, как конфликты с окружающими.

Как относиться к таким ситуациям, как достойно выйти из них? Прежде всего, нужно помнить, что в каждом конфликте содержится и положительный потенциал. В ходе конфликтных ситуаций люди имеют возможность расти, узнавать новое друг о друге и сохранять или улучшать свои отношения. Даже если конфликт не разрешен, всегда есть основа для того, чтобы узнать и понять потребности и желания другого.

Чтобы превратить конфликт в источник роста и развития, необходимо обладать специальными навыками. И, если вы воспользуетесь нашими советами, в вокруг вас будет только доброжелательная обстановка.

  • Не демонстрируй чувство превосходства.
  • Неуважение к человеку – дешевый способ самоутверждения.
  • Будь требователен к себе больше, чем к другим.
  • Свои предложения выдвигай лишь в порядке обсуждения.
  • Высокомерность низкопробна, будь проще.
  • Прежде, чем критиковать, убедись, что тобой не движет желание покрасоваться. Будь терпим к недостаткам других людей. Недостатки людей – часто продолжение его достоинств. Боле того – достоинства – продолжения недостатков.
  • Щедро дари знаки уважения. Не допускай реакции типа «сам дурак».
  • Категоричность суждений неприятна окружающим.
  • Не давай советы, если тебя о них не просят.
  • Прости партнеру раздражительность. Постарайся понять и оправдать его. Не сердись. Если он не прав. Дай выговориться и заведи дружелюбный разговор. Не перебивай собеседника.
  • Смейся вместе с человеком, а не над человеком.
  • Чаще говори человеку о его достоинствах.
  • Тебе никто ничего не должен, будь благодарен за малое.
  • Решай вместе с человеком, а не за человека.
  • Проси совета – это знак уважения.
  • Ищи в людях хорошее.
  • Споры, а не ссоры.
  • Выиграв конфликт, не разыгрывай роли победителя.
  • Чаще улыбайся, даже если тебе не весело.
  • Не командуй, а проси.
  • Критикуя, не обвиняй, а предлагай конструктивное решение.
  • Самоутверждайся через творчество, а не через унижение другого.
  • Не бери ничего близко к сердцу, чем ближе – тем хуже для здоровья.

И в завершение притча: «У отца был сын, который своим поведением доставлял массу проблем окружающим его людям. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и сказал: «Вбивай каждый раз по одному гвоздю, когда ты кого-нибудь обидишь». В первый день он вбил 37 гвоздей. Потом количество гвоздей стало уменьшаться. Настал день, когда он не вбил ни одного гвоздя и сказал об этом отцу. Отец ответил: «А теперь вытаскивай по одному гвоздю за каждое доброе дело». Когда сын вытащил все гвозди, отец позвал его к забору и сказал: «Посмотри, сколько дыр осталось. Забор никогда не будет целым как раньше. Так вот, когда ты делаешь человеку больно, то в его сердце остается рана. И сколько бы ты ни просил прощения, все равно рана останется».

Так давайте не оставлять раны в сердцах окружающих.

 


 

 

 

 

 

 

ТЫ И МИЛИЦИЯ

К вам подошёл милиционер. Допустим, что вас пригласили пройти в отделение милиции. Что делать в подобной ситуации?
Прежде всего работник органов милиции обязан вам представиться (назвать своё звание, фамилию и отделение милиции) и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском. Затем выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» – приглашённого или задержанного.
Если вы приглашённый, вы можете быть приглашены как очевидец происшествия или понятой,но понятым может быть только совершеннолетний. 
ВНИМАНИЕ!  Важно также всегда помнить 27-ю статью Конституции Республики Беларусь:
Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Вас могут доставить в участок для установления личности и составления протокола об административном правонарушении. 
Вас также могут задержать. Административное задержание производится работником органов милиции, если вы совершили какое-либо административное правонарушение (нарушаете общественный порядок и т. д.):
Когда необходимо пресечь административное правонарушение и уже исчерпаны другие меры воздействия;
В целях составления протокола об административном правонарушении, если составление протокола является обязательным, и только в том случае, если его невозможно составить на месте (например, из-за дождя или темноты);
Если вы находитесь в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (в целях вашей же безопасности).
При административном правонарушении вас могут после задержания доставить в отделение милиции, но:
на срок не свыше 3 часов;

 при этом допускается личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

  ЕСЛИ ВЫ ЗАДЕРЖАННЫЙ, ТО:
Идите, всё равно придётся, иначе вас приведут;
Ни в коем случае не пытайтесь убежать, вырваться, а тем более нанести какие-либо удары;
Эти действия расцениваются как преступление (оказание сопротивления работнику милиции); ведите себя подчёркнуто вежливо, чётко задавайте свои вопросы и давайте ответы;
Имейте в виду, что хотя сотрудники милиции не имеют права применять к несовершеннолетнему оружие, слезоточивый газ, наручники даже при попытке к бегству, но они могут сослаться на незнание о том, что вы несовершеннолетний.
Выясните, на каких основаниях вас задержали;
Если вы считаете, что задержаны незаконно, предупредите милиционера, что вынуждены подчиниться, но будете обжаловать его действия;
После прихода в отделение милиции требуйте составления протокола задержания, в котором обязательно впишите свои соображения (согласно ст. 240 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, его составившего, сведения о личности задержанного, время место и основания задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нём делается запись об этом;
Требуйте немедленно сообщить о вашем задержании родственникам, по месту работы или учёбы. Сотрудник, задержавший вас, обязан сделать это.

 


 

 

 

 

 

 

Это должен знать каждый

Закон называет два типа задержаний:

  • ·                      Административное задержание – не более чем на три часа гражданина можно задержать по подозрению в административном нарушении.
  • ·                      Уголовно-процессуальное задержание – до 72 часов гражданина можно задержать по подозрению в преступлении.

      При задержании вести себя гражданинк надо сдержанно, понимая, что работники правоохранительных органов выполняют свою работу. Если вы откажитесь предъявить документы милиционеру или пройти в отделение, то вас за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работник милиции может даже арестовать(административно) на 15 суток.
А если вы решили оттолкнуть милиционера или вырваться, надо помнить о статье, которая за «сопротивление работнику милиции» предусматривает лишение свободы.
Очень важно помнить, что вашу вину нужно еще доказать. Поэтому требуйте внести в протокол фамилии ваших свидетелей.
Также вы будете отвечать по уголовному кодексу и за публичное оскорбление представителя власти.
Задержать по подозрению в административном правонарушении вас могут в отделение милиции не более чем на 2 часа. Закон предусматривает, что по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники.
Уголовно-процессуальное задержание связано с преступлением и разрешается до 72 часов. Это возможно, если:

  • ·                      Вы будите застигнуты при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
  • ·                      Очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на вас как на лицо, совершившее преступление.
  • ·                      На вас или на вашей одежде, при вас или в вашем жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  • ·                      При других подозрительных фактах вас могут задержать, если вы собирались бежать или ваша личность не установлена.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних

  • ·                      Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с настоящим Кодексом.
  • ·                      На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию или иной собственный доход) или исправительных работ.
  • ·                      На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части Кодекса.

 Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

 ·                      Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • ·                      Физическое лицо, совершившие запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности лишь:
  • ·                      За умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
  • ·                      За мелкое хищение(статья 10.5);
  • ·                      За умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
  • ·                      За нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
  • ·                      За жестокое обращение с животными (статья 15.45);
  • ·                      За разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
  • ·                      За мелкое хулиганство (статья 17.1);
  • ·                      За нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1-3,5 статьи 18.3);
  • ·                      За нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта(статья 18.4);
  • ·                      За нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9)
  • ·                      За нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10)
  • ·                      За нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
  • ·                      За уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
  • ·                      За нарушение порядка вскрытия воинских  захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
  • ·                      За незаконные действия в отношении газового,  пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
  • ·                      За незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

 Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения
Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

 Статья 10.5. Мелкое хищение

 ·                      Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

  • ·                      Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

Статья 10.9.Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 70 базовых величин.

Статья 15.45.Жестокое обращение с животными 
Жестокое обращение с животными, повлекшие их гибель или увечье, а равно истязание животных влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

Статья 15.58. Разжигание костров в запрещенных местах
Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или  наложение штрафа в размере до 12 базовых величин.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организации или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

Статья 17.3.Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

·                      Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, в парке, в общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяно виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин.

·                      Нахождение на рабочем месте в рабочие время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманиеского опьянения влечет наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин.

·                      Действие предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Статья 17.3. Занятие проституцией

 ·                      Занятие проституцией влечет наложение штрафа в размере от 6 до 20 базовых величин.

·                      То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

·                      Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размере до 4 базовых величин.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Радость общения с экзаменатором приходится испытывать школьникам, абитуриентам, студентам, да и многим специалистам – вполне взрослым людям. Бессонные ночи над учебником и конспектами… Даже те, кто сдает экзамен не впервые, это стрессовая ситуация, которую надо с честью преодолеть.

 А так ли страшно на самом деле? Есть две главные проблемы. Первая – это знания. Но знания – дело наживное, надо всего лишь… заниматься. А вторая – неумение сдавать экзамены, неумение себя показать.

 Со временем каждый вырабатывает свою тактику подготовки и сдачи экзаменов. Конечно, не обходится здесь и без советов опытных товарищей, встречающихся с экзаменаторами неоднократно. Тем не менее есть смысл взглянуть на проблему еще раз и ответить на вопрос: «А действительно ли я делаю то, что надо делать?». Рекомендации, которые вам сегодня предоставляются, являются обобщением коллективного опыта большого числа абитуриентов, студентов, преподавателей и членов приемных комиссий учебных заведений.

 Конечно, каждый желает, чтобы экзамен не превратился для него в игру, в которой один знает и молчит, а другой не знает, но говорит. Что же для этого нужно делать? Во-первых, учиться. Это, несомненно, даст вам преимущества во время экзаменов. При подготовке к ним вам останется просто освежить в памяти уже изученное. Во-вторых, правильно организовать свою работу по подготовке к экзаменам. Но быть умным недостаточно, надо, чтобы об этом догадывались другие. И если человек владеет материалом, помешать ему может только его собственный страх. Поэтому третье условие успеха – умение правильно вести себя во время экзамена, увлечь экзаменатора своим ответом и доказать, что вы действительно владеете тем предметом, который сдаете.

 А вот, чтобы сама подготовка к экзаменам была эффективной, неплохо последовать следующим советам.

 Рекомендация 1. За предыдущие годы учебы у вас уже накопился опытподготовки и сдачи экзаменов. Не нарушайте его и сейчас.

 Рекомендация 2. Чтобы наиболее эффективно использовать время,отводимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить свой план работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10-ти часов в сутки. Исходя из этого определите общий фонд времени в часах, из которого вычтите резервы на непредвиденные трудности (к примеру, процентов 10). Оставшееся время распределите на проработку и повторение материала. Через некоторое время поверьте правильность вашего планирования. Может оказаться, что темп занятий оказался не тем, появились неучтенные потери времени или его запасы. Внесите поправки. Пусть такое планирование послужит для вас примером экономии времени при любой работе.

 Рекомендация 3. Желательно заставить себя просыпаться пораньше ипосвящать утренние часы учебе. Ученые утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 и с 14 до 17-18. Так что утреннее время лучше использовать на самые сложные дела. Исключение делается только для закоренелых и неисправимых «сов» – они достигают наибольших результатов поздно вечером и ночью.

 Рекомендация 4. Для хорошего усвоения материала желательно повторитьего не менее 4 раз. Но это не значит прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:

 -                       первый просмотр материала – общая ориентировка;

 -                       выявление основных идей текста и их взаимосвязи;

 -                       повторение наиболее существенных фактов;

 -                       составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему. Таким образом, каждый раз повторяется все меньшая часть материала.

 Рекомендация 5. Подход,при котором«на счастье»тщательно изучаетсялишь часть вопросов, а на остальные не обращается внимание, ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша ничтожна мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один вопрос из ста, обязательно попадется именно он. А потому даже при острейшем дефиците времени по каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные положения и понятия.

 Рекомендация 6. Подготовите себя морально к необходимости запоминанияважного для вас материала. Известен педагогический эксперимент, когда 12 студентам было предложено выучить наизусть небольшое стихотворное произведение, а тринадцатому – принять у них зачет. После зачета тринадцатого попросили рассказать текст, который он прослушал дюжину раз. И он не смог этого сделать! У него не было установки на запоминание. Внушите себе необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на запоминание.

 Рекомендация 7. В трудное предэкзаменационное время нужно особеннопозаботиться о поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшить, а увеличить приблизительно на 1 час свой сон по сравнению с обычной его продолжительностью. Когда вы не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Попробуйте использовать так называемый дробный сон, т.е. три четвертые обычного времени для сна использовать ночью, а одну четвертую часть – днем. Благодаря этому появляются как бы два «утра» и увеличивается эффективность работы.

 Рекомендация 8. Желательно утром,до начала подготовки,и в середине дняпо 30-40 минут бывать на свежем воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Прогулка быстрым шагом тоже подойдет. Используйте регулярные физкультминутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своем здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности растягивается до 12-13 часов.

 Рекомендация 9.Далеко не последнюю роль в запоминании и усвоенииинформации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью… еды. Дело в том, что хотя мозг человека и составляет всего 2-3 % от общей массы тела, он очень любит покушать. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» именно он. Соответственно рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию внимания. Лучшему запоминанию, например, способствует морковь (она участвует в процессе обновления клеток мозга). Перед тем, как начать что-либо учить, съешьте тарелочку тертой моркови с растительным маслом. От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук. Половина луковицы в день – и никакой усталости! Орехи – старое испытанное средство в тех случаях, когда требуется выносливость. Они укрепляют нервы. Острый перец, клубника и бананы помогут снять стресс и улучшат ваше настроение. А от нервозности вас избавит капуста – ешьте ее перед экзаменами и будьте спокойны. Ничто так не освежит ваши знания и вас самих, как лимон. Идеальный продукт для того. Чтобы перекусить между длительными занятиями, - черника. Она улучшает кровоснабжение мозга. Для питания клеток мозга просто необходима морская рыба. На смену знаменитому рыбьему жиру пришли менее противные на вкус капсулы. Их можно купить в аптеке, а глотать рекомендуется в стрессовых ситуациях, в частности, перед экзаменами. Сахара для повышения работоспособности не ешьте: это не поможет. Чистый сахар быстро попадает в кровь и проясняет голову, но уже через 10 минут вы почувствуете себя усталым и разбитым. Намного лучше вместо сахара есть продукты, в которых он находится в сложных соединениях, - хлеб грубого помола, орехи, рис или сухофрукты. Они дольше расщепляются – вы вновь почувствуете себя бодрым и свежим, только через 15 минут, зато эффект останется часа на 3-4. Кроме того, стимулирует работу мозга пища, богатая белками, - мясо и рыба. Есть нужно часто и понемногу, иначе ваш объевшийся организм откажется заниматься и заляжет с пультом перед телевизором. И, наконец, непосредственно собираясь утром на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой вприкуску.

 Рекомендация 10. При запоминании так называемое«активное»повторениезначительно эффективнее пассивного, т. е. после прочтения материала его целесообразно пересказать по памяти. Если какой-то аспект материала не удается пересказать по памяти в течение трех минут, то именно его можно подсмотреть, а затем продолжать вспоминать дальше. Более эффективно один раз почитать и несколько раз повторить по памяти, чем наоборот. Повторяйте материал по-новому:

подробный пересказ с деталями; вспоминайте лишь план текста;

 вспоминайте лишь основные положения и формулировки;

 Рекомендация 11.Использование приемов логического,осмысленногозапоминания в несколько раз повышает его эффективность. Особенно действенным при запоминании текста является составление его плана. В этом случае вы не только осваиваете основные аспекты содержания, но и логическую связь отдельных частей текста.

 Рекомендация 12. Наблюдая за собой,выясните свой ведущий тип памяти,т. е. как вам легче запомнить информацию - если вы ее видите, слышите или записываете. Исходя из этого, в дальнейшем постарайтесь так организовать сагою работу, чтобы использовался ведущий тип памяти.

 Рекомендация 13. При хорошей зрительной памяти быстро и четкозапоминаются рисунки, расположение информацию на странице, цвет и т. д.

 Выделяйте отдельные места записей, обводя их рамками, делая значки, подчеркивая, меняя шрифты, представляя зрительно отдельные части текста.

 Рекомендация 14. При хорошей звуковой памяти лучше запоминаетсязвучащая речь. Запоминаемый текст читайте вслух, выделяя интонацией, тембром голоса отдельные места, рассуждая вслух, слушайте текст ,записанный на магнитофон.

 Рекомендация 15. В случае выраженной памяти на движения,моторнойпамяти используйте повторную сокращенную запись запоминаемого текста, например, выводов, основных положений, графиков, схем.

 Рекомендация 16. Но,используя ведущий тип памяти,позаботьтесь и оразвитии отстающих, так как многие виды профессиональной деятельности могут потребовать и их.

 Рекомендация 17. Повторив какой-то законченный раздел,не приступайтесразу же к изучению нового. Дайте усвоенному «отстояться», чтобы последующая информация не давила на предыдущую. А заодно и себя наградите отдыхом за успешно проделанный путь. Кстати, перерывы рекомендуется делать через каждые 60-90 минут. Разомнитесь, просмотрите газету, главное - дайте отдых своей голове. Но на фильмы и художественную литературу не отвлекайтесь. Зрительная информация подобного рода может свести на нет все выученное. И еще один немаловажный момент - это сон. Хороший полноценный сон - залог того, что вы не будете нервным и издерганным на экзамене. Кроме того, сон обладает одним замечательным свойством, имеющим непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Материал, не требующий напряженного внимания и тщательного обдумывания, но который тем не менее требующий запомнить, хорошо читать непосредственно перед тем, как заснуть. Известно, что такая информация лучше воспроизводится после 8 часов сна, чем через 8 часов бодрствования.

 Рекомендация 18. Определите,как вам лучше заниматься:в компании или водиночку. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. При занятиях в компании многое зависит от того, кто в нее входит и не слишком ли много времени тратится на пустую болтовню. Здесь вы можете быстро получить консультацию по непонятному вопросу и, в свою очередь, разъясняя что-то другим, лучше понять материал и научится толково объяснять его.

 Рекомендация 19. При крепкой моторной памяти и привычке ксамостоятельной работе лучше основное время затратить на занятия в одиночку, составляя для себя тезисы, конспекты и миниатюрные «шпаргалки». Не вздумайте воспользоваться шпаргалкой на экзамене, но при подготовке к нему зрительная и моторная память поможет сжато изложить весь материал. Безусловно, шпаргалки полезны. В процессе их приготовлен материал усваивается как под гипнозом. Работают все виды памяти. Не зная материал, написать шпаргалку невозможно, волей-неволей вам все-таки придется рыться в учебниках и конспектах. А это уже прекрасно! Замечено давно- люди, умеющие писать прекрасные шпаргалки , с легкостью справляются с написанием рефератов , дипломов, курсовых. Так что это результативное средство подготовки к экзаменам. А самый главный совет- не пытайтесь воспользоваться шпаргалкой на экзамене!

 Рекомендация 20. Не питайтесь выучить все наизусть. Это невозможно. Вы должны понять суть и подход при поиске решения. Неоднократно на экзаменах студенты и абитуриенты применяли не только стандартные, но и собственные варианты решения задач, и это очень высоко оценивалось экзаменаторами.

 Рекомендация 21. Перед экзаменом всегда проводится инструктаж по технике безопасности, иначе говоря, консультации. Максимальную пользу от консультации вы получите, если придете на нее с собственными вопросами, а не будете надеяться только услышать ответы на вопросы других. Залатывайте свои «дыры».

  

2 часть «Экзамен»

 Рекомендация 1.

 Отнеситесь к экзамену не как к вызову по обвинению в государственной измене, а как к решению одной из нормальных жизненных задач, которых в дальнейшем будет достаточно много и еще более сложных. Многие считают, что экзамен- это самое страшное, что предстоит пережить. Это не так. Никто не будет бить вас, ругать. Возьмите себя в руки и успокойтесь.

 Рекомендация 2.

 Уменьшите чрезмерное волнение наибольшим использованием привычных обыденных условий, типичных для вас ситуаций: режим дня близкий к нормальному, повседневная удобная одежда, нормальный завтрак, привычная прическа и неоднократно использованная верная ручка, а лучше две. Здесь нельзя не упомянуть о таком моменте, как предубеждения и приметы. Приметы, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И , несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя более уверенно –такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы-  удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, например, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

 Рекомендация 3.

 Перед экзаменом, если есть такая возможность, побывайте в аудитории, где он будет проходить. Будьте в аудитории как у себя дома, а не отыскивайте ее за пять минут до начала экзамена.

 Рекомендация 4.

 Приходите на экзамен за десять минут до начала. Раньше не надо, чтобы не нервничать, и позже тоже не надо - по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о «диких требованиях» экзаменаторов. Во-первых, «никто так не врет, как очевидцы», а во-вторых, сделать все равно уже ничего нельзя, и для мышки самый страшный зверь -кот.

Рекомендация 5.

 Подготовку к ответу начинайте с того вопроса, который вы помните лучше других, но, готовясь к нему, на отдельных листочках кратко записывайте и те аспекты, что всплывают в памяти по другим вопросам.

 Рекомендация 6.

 При первом взгляде на билет нередко возникает ощущение: «Ничего не помню». Не впадайте в панику - просто вашей памяти требуется некоторое время на поиски информации, начинайте вспоминать с главной идеи вопроса, наиболее его важной части, подходите к нему с разных сторон, пытайтесь вспомнить рисунки, примеры и т. д. Если и это помогает плохо, припомните, как именно вы изучали данный вопрос, что при этом происходило. Отрывочную информацию, которая всплывает при этом, фиксируйте на листке. Главное – успокойтесь и планомерно выискивайте «зацепку». Пытайтесь вспомнить план ответа, схемы, которые вы изображали, логику изложения.

 Рекомендация 7.

 Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, за оставшееся время подумать, что и как будете рассказывать. На экзамене, как

И при всяком другом выступлении, неприятное впечатление вызывает чтение текста по бумажке. Так и хочется узнать: « А знает ли он что-нибудь, кроме написанного?». За таким сомнением экзаменатора тут же следует дополнительный вопрос.

 Рекомендация 8.

 Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай, за ним и соответственно веди себя. Если он веселый, побольше улыбайся, не делая при этом глупого лица. Если преподаватель мрачен, делай соответствующий вид и ты. Попытайся заполучить экзаменатора в союзники. Все – от приветствия и внимательного выслушивания его замечаний – должно говорить о том, что эти мгновения – самые лучшие в твоей жизни. Кстати, о замечаниях и дополнениях. Все, что тебе сказано, должно укладываться в формулу «абсолютно с Вами согласен». Попробуйте определить, кто из учащихся, сдающих экзамен, выбрал правильную линию поведения при общении с преподавателем.

 Бесспорно, что внешние признаки растерянности, суетливости, беспомощности совсем не способствуют повышению Вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь в этой весьма незаурядной ситуации вести себя достойно, не играйте на жалости к беззащитному. Так же не надо рассчитывать на жалость и применять слезы, нельзя быть и некорректным, вступать в пререкания с преподавателем. Нельзя грубить не только словами, но и тоном разговора. Никакой развязности: экзаменаторам нравится спокойная уверенность в себе, но не нравится броская самоуверенность.

 Рекомендация 9.

 На ответ обычно отводится не более 20 минут. Поэтому постарайтесь в первую очередь выделить и сформулировать самое главное, то, что важно для понимания материала в целом, и именно это сказать в самом начале, а потом уже конкретизировать.

Рекомендация 10.

 До начала ответа полезно показать преподавателю свой план изложения вопроса (хотя бы положив его так, чтобы он был виден). Этим Вы ориентируете преподавателя на то, как Вы собираетесь раскрывать вопрос, это может исключить многие дополнительные вопросы и ускорить Ваш ответ. Помните, однако, что текст или конспект ответа играет вспомогательную роль. Главное не то, что Вы написали в своем черновике, а то, что Вы говорите. Если Вы обнаружили ошибку в Вашем тексте или Вам на нее указал преподаватель во время ответа, можете так и говорить: «Здесь я написал неправильно, а правильно будет вот так».

Рекомендация 11.

 Не нужно бояться дополнительных вопросов. Обычно их задают для того, чтобы помочь Вам, и если не испугаться, отличить наводящий вопрос от вопроса «на засыпку» довольно легко. Вас также могут спросить о чем-то, не имеющем отношения к билету. И здесь страшного ничего нет, просто экзаменатору интересно, что Вы еще знаете, и он хочет поговорить с Вами подольше. Вы можете попросить: «Позвольте пару минут подумать над вопросом». Скорее всего, Вам не откажут.

 Рекомендация 12.

 Отвечая по билету, представьте себе, что объясняете материал доброжелательному, способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, но при этом Вам обязательно нужно доказать важность раздела и заинтересовать в его освоении. В большинстве случаев экзаменатор является доброжелательным и объективным: ну с какой стати ему желать «завалить» именно Вас? Его суровый вид может объясняться наличием у него личных забот, он же живой человек.

 Рекомендация 13.

 Отвечая, смотрите на экзаменатора. Многие, взяв билет, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: Ваш ответ не услышат и не поймут. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза. Смотрите чуть-чуть мимо глаз, держа выражение лица преподавателя под контролем. А если оно уж очень Вас пугает, смотрите в свои записи, в листок, на котором рисуете пояснения, но не в окно. Помните, что Вы беседуете с человеком, желающим Вам помочь. И о позе: не разваливайтесь, но и не заковывайте себя. Нельзя суетиться, волноваться. Шелест бумаги, бегающие, бегающие глазки, гуляющие под столом ручонки

 – все это заставит экзаменатора внимательно присмотреться. Спокойствие, только спокойствие. Прямая спина, открытый честный, задумчивый взгляд, беззвучно нашептываемые при подготовке цифры и формулы – все это должно свидетельствовать о напряженной работе мозга. При ответе никогда не показывайте своих сомнений.

Рекомендация 14.

 Важно как Вы одеты и причесаны. Не вызывайте улыбки своим внешним видом. Забудьте о словечках типа «вааще», «в натуре», «тусовка» и т.д. Потерпеть 20-30 минут можно.

 Рекомендация 15.

 Большинство экзаменаторов особенно ценят вответе:

- умение выделить главное;

- самостоятельность, умение обобщить материал из разных источников, а не только из конспекта, использование своих собственных примеров для иллюстрации излагаемых положений, оригинальные пути их практического использования;

- заинтересованность в предмете (Вы не вынуждены отвечать на почему-то введенный в состав экзаменов предмет, а рады возможности поговорить на интереснейшую тему);

 - показ связей, места данного вопроса в будущей работе по специальности;

 - умение применить свои знания для ответа на вопросы, лежащие в стороне от основного.

 Рекомендация 16.

 Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом. Если Вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука тоже. Превратите свой ответ в спектакль, экзамен – это театральное представление, это Ваш бенефис. Готовьтесь к нему как актеры к выходу на сцену. Вас не должно быть жалко. Почувствуйте себя актерами! У Вас же главная роль, а это так здорово! Помните, что Вы умный, красивый, обаятельный, и Вас все любят.

 И еще один совет. Каждое утро, стоя перед зеркалом, говорите себе: «Какой же я умный, обаятельный, как я всем нравлюсь!» Это нужно делать обязательно каждое утро в течение как минимум месяца перед экзаменом, чтобы изменить манеру поведения, чтобы привыкнуть к такому отношению к себе. И тогда Вы сможете предстать хоть перед сотней экзаменаторов и ответить на любые вопросы.


Проверь себя сам!

 

 

 

Тест «Как ты готовишься к занятиям?»

 Инструкция: Уважаемый учащийся,ответь на вопросы и подсчитай полученные баллы.

1. Ты готовишь домашнее задание:

а) сразу, придя домой;

б) после короткого отдыха;

в) после длительной прогулки, работы за компьютером, просмотра фильма

2.Обычно ты занимаешься:

а) за столом;

б) на диване, в кресле, на кровати;

 в) тебе все равно, где заниматься

  • 3.Привычка во время занятий:

 а) слушать музыку;

 б) заниматься при полной тишине;

 в) слышать все, что происходит вокруг

4.Ты запоминаешь новый материал, если:

 а) произносишь все вслух;

 б) читаешь про себя;

 в) все зависит от материала

5.Чтобы выучить что-либо наизусть, тебе приходится учить:

  а) вечером накануне занятия;

  б) делить материал на части и заучивать постепенно в течение дня;

  в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, а потом только повторять его

6. При выполнении домашних заданий ты: 

а) учишь один предмет за другим без пауз; 

б) делаешь короткие паузы в зависимости от усталости;

в) сделав один предмет, займешься чем-то другим, а потом – снова за учебу

7.До начала домашних заданий ты:

а) жалуешься, что много задали, что материал трудный;

б) продумываешь последовательность выполнения задания; 

в) планируешь, чем займешься после выполнения домашнего задания

8.Если не успел выполнить письменное задание ты:

а) утром встаешь на час раньше и выполняешь его; 

б) надеешься, что не спросят;

в) спишешь у друга перед занятием

 

Подсчитай сумму набранных баллов:

1 –а-1; б-5;в-0

5- а-0; б-3; в-5

2- а-5; б-2; в- 2

6- а-1; б-5; в-4

3- а-2; б-4; в-1

7 – а-0;б-4;в-1

4- а-4;б-3; в-5

8- а-4; б-0;в-0


Если в итоге набрано:

 меньше 14 баллов,то,к сожалению,тебе еще нужно научиться осознанноотноситься к домашней работе, в которой ты видишь только нудную обязанность.

 от 15 до 24 очков –выполнение заданий воспринимается тобой какнеобходимая часть обучения, но на эту работу затрачивается слишком много времени и усилий. Поэтому к вечеру ты часто устаешь.

 больше 25 очков –ты идеальный учащийся.Только…был ли тыискренним, отвечая на вопросы?