флаг
герб
чечерск

Методические рекомендации

вкл. .

 

 

 

Виды профилактического учета

В учреждении образования с целью повышения качества воспитательно-профилактической работы рекомендовано вести 4 вида профилактических учетов учащихся:

1.Состоящих на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

2. Признанных находящимися в социально опасном положении;

3.Нуждающихся в государственной защите;

4. Индивидуальный учет в рамках внутреннего контроля.

На каждого учащегося, состоящего на профилактическом учете в ИДН, признанного находящимся в СОП, нуждающегося в государственной защите, рекомендуется вести учетно-профилактическое дело специалистами социально-педагогической и психологической службы.

Кураторами учебных групп учреждения образования ведется учетно-профилактическое дело учащегося, состоящего на внутреннем контроле.  

 

Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

 1.Ежегодно в сентябре и январе месяцах посещаются все семьи учащихся учреждений образования. По итогам посещения заполняются акты обследования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях на заседании Совета по профилактике рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении

2. Учреждение образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

- анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

- учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;

- учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

- выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

- учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений

- контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними

3. Для оценки ситуации в семье необходимо руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования от 05.05.2007 № 30 (далее Инструкция)

В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, формируется комиссия в составе педагогических работников учреждения образования (педагог социальный, педагог-психолог, зам. директора по воспитательной работе), инспектора по делам несовершеннолетних, участкового инспектора, врача-педиатра, которая не позднее следующего дня после получения информации проводит обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

4. Комиссия определяет меры по устранению причин, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, которые записываются в заключении акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее акт обследования). Определяется дата заседания Совета по профилактике по рассмотрению вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

Если поступила информация о семье, в которой ранее не наблюдалось социально опасного положения несовершеннолетних, учреждение образования и другие службы не владеют ситуацией в семье, то проводится социальное расследование – сбор первичной информации о семье.

На заседание Совета по профилактике педагогом социальным учреждения образования готовятся следующие документы:

- акт обследования установленного образца с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении и мерами по их устранению;

- план помощи на каждого несовершеннолетнего, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего, указываются конкретные сроки реализации мероприятий и сроки контроля их реализации (приложение 3 к Инструкции);

- документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, рапорты сотрудников ИДН и УВД и др.

- копия свидетельства о рождении ребёнка.

5. Учреждение образования письменно приглашает представителей всех организаций, участвующих в реализации плана помощи несовершеннолетнему, на заседание Совета по профилактике. Обеспечивается явка родителей.

Если в семье есть старшие несовершеннолетние дети, которые обучаются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике либо письменно информировать администрацию учреждения образования о необходимости рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.

6. На заседании Совета по профилактике рассматривается ситуация в семье, согласовываются мероприятия, указанные в плане помощи. План помощи подписывается представителями всех организаций, участвующих в его реализации, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с председателем исполкома. Копии плана помощи передаются в каждую организацию и являются обязательными для выполнения. Оригинал плана помощи хранится в УО в учетном деле несовершеннолетнего.

На основании приказа управления образования «О порядке ведения учёта несовершеннолетних в районе» учреждения образования в течение трёх рабочих дней после принятия Советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении направляют в СПЦ выписку из данного решения, информацию, необходимую для заполнения учётных данных о несовершеннолетнем, копии акта обследования, свидетельства о рождении, плана(ов) помощи (предоставляется в десятидневный срок с момента признания несовершеннолетнего(их) находящимся в социально опасном положении.

7. Выполнение плана помощи заслушивается ежемесячно на заседании Совета по профилактике с приглашением представителей всех организаций, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя организация обязана предоставить в УО отчёт о проделанной работе по реализации плана помощи. Педагог социальный обобщает всю информацию и передаёт до 2числа каждого месяца в СПЦ отчёт о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи и выполнению плана помощи несовершеннолетнему, а также информацию об уклонении организаций от выполнения обязанностей или о не предоставлении информации.

 

ПАМЯТКА 

по заполнению акта целевого посещения несовершеннолетнего на дому 

Оценка санитарно-гигиенического состояния жилого помещения

 

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и т.и.)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и т.д.)

Антисанитарные условия в кухне (грязная, битая посуда, пищевые отходы, пустые бутылки от спиртных напитков, окурки сигарет и т.д.)

Неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие спального места у ребенка)

Отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка

Оценка условий воспитания и семейного климата

Отсутствие игрушек, книг, игр

Отсутствие места для игр

Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, чужих посторонних людей

Следы побоев у членов семьи (у взрослых, детей)

Наличие в доме родителей, родственников с тяжелым формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение в посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения между членами семьи друг к другу

   


 

  

 

 Перечень

документов учетно-профилактического дела учащегося, находящегося в социально опасном положении

1.     Карта персонифицированного учета;

2.     Выписка из протокола Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего находящегося в СОП, о продлении учета, о снятии с учета;

3.      Акт обследования условий жизни и воспитания  несовершеннолетнего (составляется на основе совместного посещения семьи со специалистами СППС);

4.      Социально-педагогический портрет семьи;

5.     Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;

6.      Карта сопровождения детей, находящихся в СОП;

7.      Психологическая характеристика учащегося;

8.      Рекомендации педагога-психолога участникам учебно-воспитательного процесса по результатам  диагностики несовершеннолетнего;

9.      Промежуточный анализ выполнения запланированных видов помощи несовершеннолетнему и их результативность;

10.    Отчет куратора группы предоставляется ежемесячно;

11.    Контрольные акты обследования составляются не  менее одного раза в месяц на основе совместного посещения семьи со специалистами СППС;

12.    Характеристика на подростка, посещающего учреждение образования (предоставляет куратор);

13.    Табель успеваемости учащегося (по полугодиям);

14.    Табель учета пропусков занятий  учащимся (по полугодиям);

15.     Анализ проделанной работы с выводами и предложениями по окончанию сроков реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (является частью отчета о проделанной всеми субъектами профилактики работе).

16.                       Другая информация (копии сообщений, направляемых в заинтересованные службы, ответы  и т.д.). 

 

Перечень

документов, необходимых для ведения

учетно-профилактического дела учащегося, состоящего

на индивидуальном учете в рамках внутреннего контроля

 

1.     Ходатайство о постановке на внутренний учет

2.     Карта сопровождения учащегося, состоящего на индивидуальном учете в рамках внутреннего контроля ;

3.     Первичный акт обследования условий жизни и воспитания  несовершеннолетнего;

4.     Контрольный акт обследования на учащихся из семей «группы социального риска», составляетсяпо истечении 6 месяцев;

5.     Отчет куратора группы о работе с семьей и подростком (предоставляется заместителю директора по воспитательной работе (ежеквартально)

6.     Характеристика на учащегося (два раза в год)

7.     Табель успеваемости учащегося (по семестрам) Другая информация (копии сообщений, направляемых в заинтересованные службы, сообщения из других инстанций и т.д.). 

 

Перечень

документов, необходимых для ведения

учетно-профилактического дела учащегося, состоящего на учете в ИДН

 

1.     Карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН;

2.     Выписка из протокола Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о постановке на учет несовершеннолетнего (в решении Совета по профилактике должно быть отражено закрепление  общественного воспитателя);

3.     Информация о совершении подростком правонарушения, преступления (информация о совершении правонарушения, преступления подростком высылается в учреждения образования инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, КДН);

4.     Акт обследования условий жизни и воспитания  несовершеннолетнего (первичный);

5.     Индивидуальный план работы с подростком; 

6.     Табель посещаемости учебных занятий подростком (ежемесячно);

7.     Табель успеваемости (по семестрам);

8.     Психологическая характеристика на подростка;

9.      Рекомендации педагога-психолога участникам учебно-воспитательного процесса   по результатам  диагностики несовершеннолетнего, посещающего учреждение  образования;

10.     Характеристика на подростка (предоставляется куратором два раза в год);

11.     Контрольные акты обследования по истечении 6 месяцев на основе совместного посещения семьи со специалистами СППС;

12.      Отчет общественного воспитателя (за семестр);

13.      Другая информация (копии сообщений направляемых в заинтересованные службы, ответы,  сообщенияи т.д.).

  

Примерный перечень предупредительно-профилактических  мероприятий, рекомендуемых для использования в работе с учащимися, состоящими на различных видах учета. 

Содержание

1

Постановка на учет в учреждении образования. Закрепление общественного воспитателя

2

Составление и утверждение индивидуального плана работы

3

Принятие мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе:

  • - контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением;

  • - осуществление дифференцированного подхода в обучении на уроках и выполнение домашнего задания;

  • - привлечение на дополнительные занятия

4

Привлечение подростка к культурно-массовой работе, занятиям в кружках и секциях, вторичной занятости в каникулярное время

5

Проведение индивидуальных бесед по ситуативным проблемам, текущей успеваемости, причинам получения неудовлетворительных оценок, поведению,посещаемости, а также беседы на темы:

  • - отношение к социальным нормам и единым правилам поведения;

  • - права и обязанности учащегося и гражданина;

  • - конфликт и пути его разрешения;

  • - агрессия и ее причины;

  • - я и мое социальное  окружение;

  • - досуговая деятельность;

  • - вредные привычки и борьба с ними;

  • - навыки ЗОЖ;

  • - взаимоотношения в коллективе и семье

6

Организация посещения подростка на дому (в общежитии). Совместные рейды с инспектором ИДН, участковым инспектором

7

Постоянное взаимодействие с родителями учащихся.

Консультирование родителей.

Обсуждение проблем, поиск выхода из сложившейся ситуации

8

Работа по профилактике и предупреждению семейного неблагополучия.

Установление доверительных и партнерских  отношений с родителями подростка, привлечение их к участию в родительских  собраниях.

Рекомендовать методическую литературу родителям подростка

9

Подготовка родительских собраний по темам:

“Роль семьи в становлении личности подростка”,

“Правовое воспитание подростков в учебном заведении и семье”

10

Индивидуальные беседы с родителями на темы:

  • - ответственность родителей за воспитание детей;

  • - подростковая  агрессия и пути ее преодоления;

  • - наказание и поощрение  несовершеннолетнего;

  • - роль семьи в воспитании и развитии подростка;

  • - вредные привычки, навыки ЗОЖ;

  • - досуговая деятельность учащегося;

  • - административная ответственность.

11

Защита интересов и прав несовершеннолетнего.

Оказание своевременной комплексной помощи.

Работа комиссии по социальной защите прав учащихся

12

Обращение по месту работы родителей с просьбой о воздействии на родителей, безразличных к судьбе их детей или уклоняющихся от воспитания

13

Рассмотрение поведения подростка  на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

14

Обращения в заинтересованные организации: учреждения здравоохранения, учреждения образования, гор(рай) отделы образования, администрации районов, сельские исполнительные комитеты, ОВД, прокуратуру.


  

  

 

Функции куратора учебной  группы:

 

- изучение  условий жизни и воспитания учащихся;

- участие в выявлении учащихся, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;

- изучение семей учащихся групп нового набора и оценка риска пребывания несовершеннолетних в неблагополучных семьях;

- содействие в адаптации учащихся групп нового набора к новым условиям жизнедеятельности;

- проведение индивидуальной работы с учащимися группы, а также родителями, чьи дети находятся на профилактическом учете;

- своевременное информирование заместителя директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, об изменениях, происходящих в неблагополучных семьях, в которых проживают несовершеннолетние;

- участие в разработке и реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;

- взаимодействие с семьями учащихся группы;

- анализ участия родителей в жизнедеятельности учебной группы;

- ведение карты сопровождения учащегося, состоящего на внутреннем контроле в учреждении образовании.

  

Возможные вопросы для обсуждения при

проведении бесед с учащимся, склонным к противоправному поведению

 

 1.     Учеба: любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с преподавателями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.

2.     Планы на будущее в отношении продолжения учебы, трудоустройства, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3.     Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей, причины выбора приятелей: по определенным личным качествам, по общности увлечения и т.д.

4.     Увлечения в настоящем и прошлом.

5.     Отношения с родителями, внутрисемейные отношения. В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи, а также впечатления несовершеннолетнего о чертах характера родителей.

6.     Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией (когда и за что).

7.     Наиболее тяжёлые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания, как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем и прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

8.     Сексуальные проблемы:

а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;

б) самооценка своей привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытое опасение по поводу  своей сексуальной неполноценности.

  

СХЕМА

 проведения беседы с родителями

 1.           Ф.И.О. матери и отца (лиц, их заменяющих).

2.           Образование матери и отца (лиц, их заменяющих).

3.           Место работы, должность, контактный телефон.

4.           Члены семьи, живущие вместе с подростком.

5.           Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный угол в общей, наличие рабочего места).

6.           Семейные традиции (дни рождения, посещения кино, театра, религиозные обряды и т.д.).

7.           Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, уход за домашними животными, искусство и т.д.).

8.           Увлечения подростка (кружки, секции).

9.           Обязанности подростка по дому.

10.      Кто в основном занимается воспитанием.

11.      Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания, поощрения, дружеский контакт и т.д.).

12.      Друзья-подростки, ходят ли в гости.

13.      Какие предметы не вызывают затруднений, а какие - вызывают.

14.      С каким настроением чаще всего приходит из учебного заведения.

15.      Как складываются отношения с педагогами и администрацией.

16.      Как складываются отношения со сверстниками в группе.

17.      Особенности здоровья подростка (нарушения осанки, зрения, слуха, хронические заболевания) и пожелания в связи с этим.

18.      Как часто посещаете родительские собрания.

19.      В каких делах группы смогли бы помочь (проведение бесед, оказание помощи в ремонте в учреждении образования, организация экскурсий, походов, досуговой деятельность).

20.      Какие индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть руководителям группы.