Механические колебания

вкл. .

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 Физика

 Механические колебания

 

Данный урок является первым в разделе «Колебания и волны». На  уроке разбираются величины, характеризующие колебательное движение, вводятся формулы для расчета периода и частоты колебаний. Полученные знания могут быть успешно использованы при экспериментальной проверке зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити. Это урок получения новых знаний. Экономия времени на выполнение работы осуществляется за счет заранее подготовленных индивидуальных листов. Учащиеся заполняют лишь некоторые фрагменты. В ходе выполнения работы любой студент может прибегнуть к помощи преподавателя или своих более успешных товарищей. Кроме того, каждый работает в своем темпе, продуманы дополнительные задания. 

Тема урока: «Механические колебания»

Цели урока:

1. Образовательная: ввести понятие механических колебаний, рассмотреть колебания на примере математического и пружинного маятников.

2. Воспитательная: содействовать  воспитанию мировоззренческого понятия (причинно – следственных связей в окружающем мире)

3. Развивающая: способствовать развитию самостоятельности мышления и интеллекта, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, грамотной устной речи, содержащей физическую терминологию.

Задачи урока:

  • оценить усвоение основных понятий темы;
  • проверить умение применять теорию для объяснения физических явлений;
  • продолжить формирование элементов творческой деятельности.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Демонстрации:

 1. Маятник математический на длинной и укороченной  нити;

 2. Маятник пружинный с разными пружинами и грузиками.

 3. Другие колебательные системы.

 4. Показ слайдов с помощью информационно – компьютерных технологий.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение. А у вас? Начать урок хочу с отрывка из стихотворения Н.А.Зоболоцкого «Утро»:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

О чем говорится в этом стихотворении? (о воздухе, пауке, воздухе, листе)

Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Мы еще вернемся к этому отрывку. А пока скажите, что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? (Различные процессы и явления), которые имеют особенность повторяться через определенные промежутки времени. Назовите эти процессы и явления

- в природе (каждый год приходит весна, приливы и отливы, землетрясения, распускаются цветы и др.)

- в человеке (биение сердца, колебания голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)

- в бизнесе (колебание курса валют)

Мы живем в мире колебаний! Догадались, какая тема урока? («Механические колебания») Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Что такое колебательное движение, их особенность, виды колебаний…)

Давайте вернемся к стихотворению Н.А.Заболоцкого. Что общего у воздуха и листа, звука и паука – кроме рифмы, что их объединяет? (Они движутся, колеблются). Каким словом можно попробовать заменить ключевой глагол «колеблется»? (Движется). Попробуйте сделать исправления в авторском тексте. Что у вас получилось?

(Приложение 1)

Рожденный пустыней,

Стал двигаться звук,

Задвигался синий

На ветке паук.

Там движется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Движется лист.

Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении). Что такое движение с точки зрения физики? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени).Получается, что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд, близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра,  нарисованного автором, и получили совсем другое восприятие.

На «листах заданий» указаны различные виды механического движения. Попытайтесь распределить их на три группы. (Приложение 2)

Сравните ваши ответы с теми, что получилось у меня:

А: паром переплавляется через реку, машина едет по прямой,  движение поезда по прямому участку

В: на крутом повороте машину «бросает» в кювет, фигурное катание на льду

С: качание ветвей деревьев при ветре, движение качелей, движение маятника часов

Какие движения представлены в группе А, как вы определили?

Какие движения представлены в группе В? Что мы знаем о криволинейном движении?  Какое движение вы наблюдаете в третьей группе? Почему трудно определить вид движения? (недостаточно знаний).Какова особенность этого вида движения? (Повторяемость). Что именно повторяется? (Координата, положение, время и т.д.) Колебания – это один из самых распространенный процессов в природе. Давайте вспомним, в каких ситуациях мы употребляем  данное понятие:

Природа (Землетрясение, приливы и отливы, насекомое машет крыльями и др.)

Человек (Биение сердца, колебание голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)

Бизнес (Колебание курса валют, акций , мировых цен на никель)

Физика (Свет, звук, переменный ток – это колебательные процессы).

Мы живем в мире колебаний!

Несмотря на такое разнообразие,  все они имеют много общего: колебания разной природы описываются аналогичными величинами, есть общие законы, которые мы используем для характеристики разных колебаний. Специальный раздел физики «Теория колебаний» занимается изучением закономерностей этих явлений.

Разобравшись с этим  видом колебаний, легче будет понять колебания другой природы.

Колебания – это движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени.

 

По способу возбуждения и характеру физических процессов выделяют:

Свободные колебания- колебания, возникающие в системе благодаря начальному запасу энергии под действием внутренних сил.

Вынужденные колебания- колебания, совершаемые телами под действием внешних периодически изменяющихся сил.

Из списка колебаний 1 вариант выписывает примеры свободных (затухающих) колебаний, а 2 вариант – примеры вынужденных (незатухающих) колебаний. (Приложение 3).

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах.

На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания.(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…) Всеэти тела можно объединить в одну группу. Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.

Колебательная система – система тел, способных совершать колебательные движения. Пример: маятник.

Маятник – твердое тело, подвешенное на нити или на пружине, или закрепленное на оси, совершающее колебание под действием силы тяжести.

Виды маятников

Математический маятник - это материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити, находящаяся в поле тяжести Земли.

Пружинный маятник- тело, подвешенное на пружине и совершающее колебания вдоль вертикальной оси под действием силы упругости пружины.

Основное свойство колебательных систем

Основное свойство колебательных систем – наличие положения устойчивого равновесия.

Х [м] – смещение,  А=Х max – амплитуда- если тело выведено на максимальную длину от положения равновесия.

Свободные колебания – это затухающие колебания.

При всем этом движении на связанное с нитью или пружиной тело действуют силы трения о воздух (сопротивления). Поэтому свободные колебания – это затухающие колебания.

Условия колебаний

  • При выведении тела из положения равновесия в системе должна возникнуть сила, стремящаяся вернуть его в положение равновесия.
  • Силы трения в системе должны быть достаточно малы.

Условия существования свободных колебаний:

1)    сила, возвращающая систему в положение равновесия

2)    отсутствие силы трения

Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота

 Колебания могут быть как полезные, так и вредные. Из списка колебаний заполните таблицу «Польза и вред колебаний»

Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах решетки. Остановимся!

Я хочу вам дать один совет: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (персидская пословица). Как вы понимаете эту пословицу? (фронтальная беседа)

Домашнее задание: §  1,  упр. 1, задача (1, 2).

Рефлексия – из трех предложенных стихов выбери одно, характеризующее твоё состояние на конец урока.

 

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

2. Не весел  я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,
И механические колебания, от меня
промчались вдалеке..

3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что колебания в мире есть                       и нам их всех не счесть!

 

Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши!

  

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Н.А.Заболоцкий «Утро»

 

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

 

Замените глагол «колеблется» на «движется»

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Распределите на группы

  • паром переплавляется через реку
  • машина едет по прямой
  • движение поезда по прямому участку
  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет
  • фигурное катание на льду
  • качание ветвей деревьев при ветре
  • движение качелей
  • движение маятника часов

                   

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры  затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний

- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания качелей

- колебания груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебания поршня в цилиндре

- колебания шарика на нити

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.

Из списка колебаний заполните таблицу:

Польза колебаний

Вред колебаний