Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Данный урок рассчитан на то, чтобы сделать особый упор на то, что понятия женщина и революция - несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине. Это урок получения новых знаний. Экономия времени на анализе произведения осуществляется за счет раннего его прочтения. Учащиеся анализируют лишь некоторые фрагменты. В ходе выполнения работы любой учащийся может прибегнуть к помощи преподавателя или своих более успешных товарищей. Кроме того, каждый работает в своем темпе, продуманы дополнительные задания.
Ход урока
Украшен наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону
материнскими слезами.
Старинная казачья песня
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока и задачи урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о романе М. Шолохова «Тихий Дон». Из романа мы узнали о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужас гражданской войны. Изучив образ главного героя, мы увидели, как война изменила, исковеркала его жизнь. Это касалось всех мужчин-казаков, ушедших воевать. Но не менее тяжело пришлось в это время женщинам: женщинам-матерям, женам и сестрам, проводившим своих родных мужчин на фронт. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дуняшки воплощены самые лучшие и важные женские черты: переживание матери, верность жены, страсть любовницы, дружба сестры.
Давайте поговорим о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон»
3. Работа по теме урока.
Ребята, сегодня мы с вами будем работать с очень интересной темой. Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно-художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме. Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах. На протяжении урока мы с вами проследим судьбы таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и в конце урока ответим вот на какие вопросы:
Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?
Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых героинь? Каковы их переживания, поступки?
Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?
Учитель: Одной из самых первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Её жизнь протекает размеренно, чётко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. С большой любовью и теплотой нарисован в романе ее образ. Эта сильная и решительная пожилая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает испытания, выпавшие на ее долю.
- Опишите портрет Ильиничны. Как вы ее представляете?
- Какие черты характера Ильиничны приближают её к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?
(Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к её советам все прислушиваются.
И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь за смерть сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в её сердце.
Перед смертью, чувствуя, что не дождётся возвращения Григория, Ильинична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:
Ильинична достала из-под подушки аккуратно свёрнутую рубаху Григория, молча протянула её Дуняшке.
-Что это?- удивлённо спросила Дуняшка.
-Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нём его старая-то, небось, сопрела от пота…, -чуть слышно проговорила Ильинична.
Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у неё две невестки и взрослая дочь, Ильинична всё время в работе, продолжает заниматься хозяйством:
«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своём доме, семье. Она не нагружает работой молодых, знает, что ждёт их трудная жизнь, за которую они ещё успеют поработать. Эта женщина не могла поступить по-другому. Она привыкла нести эту ношу по жизни, и теперь, когда у неё есть кому передать дом, она не может сидеть без дела. Даже во время болезни Ильинична старается быть полезной: «довольная, положила на пухлый свой живот чулок со спицами и недовязанной пяткой»(кн. 1-2).
- Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?
(Чем больше размышляет о жизни Ильинична, тем сложнее ответить на вопрос, почему в конце жизни она чувствует себя лишней. Те, к кому она тянулась, ради кого жила, огорчали её день за днём. Главное же Ильинична мучается, так как нарушен привычный уклад её жизни, разрушена её семья: «А Ильинична с каждым днём всё резче и больше ощущала подступившее к ней чувство одиночества. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь…Сама жизнь стала её в тягость…» (кн.1, гл. 2).
Тяжёлым испытанием стала для неё свадьба Дуняшки с Михаилом Кошевым. Это был последний удар, после которого Ильинична так и не смогла прийти в себя и встать на ноги. И дело не в характере героини, умевшей по-христиански терпеть, а в том море горя, что затопило всё казачество, всю страну. Её судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми она жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова)
- Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?
(Революция и гражданская война)
- Кто в романе является «преемником» Ильиничны?
(Это была её дочь Дуняша)
Учитель: С Дуняшей мы знакомимся, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку настойчивым мелеховским характером. Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери, брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, нужно жить дальше.
1. Опишите портрет Дуняши. Как вы ее представляете? Какая судьбы у нее была?
Учитель: Во многом так же похожа на Ильиничну Наталья. Она верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать
У Натальи «полные, как выточенные ноги, волнующе-тугой обтянутый зад, как у вскормленной кобылицы, зад». Григорий одобрительно замечает про себя: «Казачку из всех баб угадаешь. В одежде – привычка, чтоб всё было на виду; хочешь гляди, а не хочешь нет. А у мужички зад с передом не разберёшь – как в мешке ходит» - вот, что в ней привлекало Григория.
1. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково её понимания счастья, её роль в доме, в семье.
(Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От неё не слышно ропота, жалоб, упрёков. Она тиха и покорна. Мир Натальи переполнен только чувством к Григорию и детям (но и они для неё – часть Григория. Ниточки, связывающие её с ним). Жизнь её – вечный труд, заботы, скорбь, грусть. Редка у неё радость)
2. Трагичность судьбы Натальи, её смерть. Назвали бы вы её мужественной? Почему?
Наложила на себя руки Наталья. В момент смерти, судя по всему, её было 25 лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте 18 лет. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи ее будущего мужа Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что её любовь сможет вытерпеть всё и поможет повернуть сердце мужа. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то…ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя. Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, богатстве и бедности. Однако он мечется между ней и другой казачкой. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет другую женщину. Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой дом, была трудолюбива и вынослива.
3. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы её поступки? В чём заключается её двойной грех?
(Погибая, Наталья убивает не родившегося ребёнка, совершая таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилась слабость героини)
4. В чём вы видите приближённость Натальи к образу святых?
(Величие этой героини М.А.Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми)
Учитель: Аксинью Астахову автор выделяет особо. Он описывает героиню как женщину с сильным характером, цельную в своих чувствах, бесстрашную в любви и в жизни. Образ женщины, которая была далека от гражданской войны, но судьба которой зависела от её исхода.
- Какие черты характера раскрываются в Аксинье?
(Аксинья – воплощение любви земной любви с её запахами, светом и грозами. Сама жизнь с её логикой делает выбор в её пользу)
- Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?
(Аксинья сполна испытала горечь унижения, и насмешки, и побои мужа, и потерю детей, и непонимание со стороны станичников. Да и взаимная любовь приносит ей слишком много огорчений, и за неё приходится постоянно бороться)
Учитель: Совсем другой предстает перед нами жена Петра Мелехова Дарья.
Дарья «тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу её охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блестела расшитая завеска», «щеголяет нижней кружевной юбкой» - на такие детали портрета Дарьи автор постоянно обращает внимание
- Как и почему относятся к Дарье в семье Мелеховых?
(Сложна в романе судьба Дарьи. Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать своё место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретёт своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубку леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунками…» А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положила в печь кизяки, чтобы они подсохли, и Дарья уважительно отвечает: «Забыла, мамаша. Наша беда.» Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и приятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела привлечь внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного. Вот сцена отъезда мужа Петра на службу… Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребёнком на руках пошла следом», «из-под ладони следила за белой, занавешенной пылью рубахой мужа» (кн. 1, ч. 1). Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому. Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда её метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении. В свои последние дни Дарья всё чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же всё вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернёшь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела.
3. Что стало причиной душевных метаний и поисков, вульгарного поведения Дарьи?
4. Какую дорогу в жизни избрала героиня после смерти Петра? Какие её поступки вы назвали бы грешными?
5. Как вы считаете, в чём причины трагического конца Дарьи?
4. Фронтальная беседа
- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?
(Стремление создать свой Дом; это образы женщин-казачек со свойственными им чертами характера, такими, как любовь к жизни, сознание собственного достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде и т.д..)
- Какова, по-вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по-другому сложиться судьба каждой из них?
- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?
Учитель: Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие сильные, красивые, яркие и мужественные женщины у казаков, откуда черпает внутреннюю силу этот талантливый народ.
4.Итоговая рефлексия
А) Работа с проблемными вопросами.
Учитель: давайте вернемся с вами к проблемным вопросам, которые мы с вами поставили в начале урока
Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?
Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых героинь? Каковы их переживания, поступки?
Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?
Б) Противопоставление «Я героиня романа»
В) Написать синквейн Аксинья, Наталья, Дуняша, Дарья, Ильинична.
5. Домашнее задание: подготовка к тестированию по роману. (Слайд 18)
6. Оценки за урок
ПРИЛОЖЕНИЕ