Методическая разработка «ДВА ПОЛЮСА, ДВА МАТЕРИКА, или ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК »
Классный час для старшеклассников
Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.
Задачи:
- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;
- расширить знания учащихся о роли общения и взаимопонимания в жизни человека, об умении найти общую тему с собеседником; - улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;
- научить навыкам эффективного общения мальчиков и девочек; воспитывать культуру общения.
- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.
Формы работы: индивидуальная, групповая, конструктивный диалог, психологический тренинг.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
- мультимедийная презентация «два полюса, два материка, или Общение юношей и девушек»,
- лист ватмана «Правила общения»,
-маркеры или фломастеры,
- фигуры снежинок (12 шт),
- фигуры шаров (целых, «битых») (по 12 шт.),
- фигуры-бейджи (для надписи имен учащихся) (12 шт.),
- карточки с тестом «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (12 шт.),
- карточки заданий для юношей и девушек «Мы похожи и такие разные»,
- рисунки с солнцем и тучами (12 шт.),
- аудиозапись песни Е. Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».
Ход занятия
- Организационный момент.
Выявление эмоционально-психологического настроения учащихся.
1. Упражнение «Поменяемся местами»
Учитель:
ü Поменяйтесь местами те, кто уже, наконец, проснулся ко второму уроку.
üПоменяйтесь местами те, кто сегодня не успел позавтракать.
ü Поменяйтесь местами те, у кого веселое настроение.
ü Поменяйтесь местами те, кто готов сегодня плодотворно поработать.
ü Поменяйтесь местами те, кто хотел бы узнать что-то новое.
2. Упражнение «Так меня зовут».
Учитель: Вам необходимо придумать себе новое имя. Так вас будут называть сегодня во время нашей беседы. Придуманное имя напишите на цветной карточке, которую вы выбрали и прикрепите их как бэйджи.
Сейчас предлагаю вам представиться. По порядку назовите свое имя, можете рассказать кратко, почему взяли именно это имя.
ІІ. Сообщение темы занятия
Учитель: Тема нашего разговора «Два полюса, два материка, или Общение и взаимопонимание юношей и девушек».
Как вы понимаете первое, более поэтическое название темы нашего названия «Два полюса, два материка»? (Если разговор будет идти о юношах и девушках, то их и можно назвать полюсами и материками, т.е. похожими и такими разными).
В предверии праздников Рождества и Нового года у нас в классе появилось сказочное дерево, а на партах у вас снежинки. На них необходимо написать то, о чем бы вам хотелось узнать на сегодняшнем занятии по этой теме. Прикрепите, пожалуйста, свои снежинки к дереву, озвучив ваши записи.
Учащиеся по очереди читают записи. Учитель подводит итог высказываний учащихся.
Вы будете выполнять упражнения, которые помогут вам научиться правилам общения между юношами и девушками, научат понимать друг друга.
ІІІ. Беседа «Общение в нашей жизни»
Учитель:
- Что такое, по-вашему, общение?
1. Общение – процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.
2. Общение – передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Учитель:
- Как вы считаете, умеете ли вы общаться?
- Как по-вашему, нужно ли учиться правилам общения? Почему?
- С кем вы общаетесь чаще: с мальчиками или девочками?
Сегодня мы с вами по ходу нашего разговора попробуем вместе составить правила общения юношей и девушек, соблюдая их, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.
Общение со сверстниками другого пола - своего рода способ самоутверждения в вашем возрасте. Но проявить себя в этой сфере не всегда просто: мешает отсутствие жизненного опыта.
С целью проверки вашего опыта попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1, 2)
Учитель обобщает представления учащихся о противоположном поле на основании
IV. Упражнение «Солнце и тучи»
Учитель: Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю написать, какое общение с противоположным полом приносит вам радость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает.
Учащиеся работают в группах, после чего делятся своими впечатлениями об общении с противоположным полом на основании мнения психолога (Приложение 2).
Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.
Учитель: Вам 14-15 лет. Много это или мало? Каждый по-своему оценивает свой возраст. Но именно в этом возрасте часто совместные прогулки мальчика и девочки, встречи, перерастают в нечто большее, чем просто общение. Согласитесь, что каждый из вас хранит в своей памяти серию мимолетных, но поразительно четких картинок, моментов, когда все воспринималось чувством, а время словно останавливалось на мгновение…
- V. Упражнение «Запретные темы»
Учитель: Мальчики, знакомо ли вам неловкое чувство, когда рассказываешь девочке или девочкам что-нибудь и при этом понимаешь, что ей (им) скучно, не интересно?
- Как общаться так, чтобы не наскучить девочке, а наоборот, привлечь ее внимание?
- Существуют темы, на которые лучше не говорить с девушками на свидании. Спросим об этом у девушек.
- Какие темы вам не интересны на свидании? (Проблемы со здоровьем. О бывших девушках. О футболе. Об автомобилях. О чрезмерной любви к домашним животным и др.)
- А теперь ответьте, пожалуйста, мальчики. На какие темы вам не интересно разговаривать с девочками? (Косметика, показы мод, обсуждение покупки новых нарядов, о том, кто во что одет, др.)
Учащиеся отвечают.
Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.
Учитель: Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает домой и т. д.
- Можно ли подобные взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью?
- А что по-вашему является любовью? Существует такое понятие как влюбленность. Какое из чувств более глубокое, крепкое? Выскажите свои суждения.
Учитель. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы – я и ваши родители – читали, переписывали в тетради и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Зачитывается стихотворение «Трусиха» (Приложение 3).
Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?
Все отвечают по кругу.
Возможные ответы учащихся
- 1. Парень струсил. Скорее всего девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.
- 2. Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.
- 3. Они могут продолжать встречаться, общаться, но отношения будут уже не те.
Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...)
Учитель. А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку...)
Возможные ответы учащихся
- 1. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о безопасности девушки. Его можно назвать «защитником» девушки.
- 2. Она – девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся... Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.
- 3. Я считаю, что девушка – «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?
Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том,что следует учиться ставить себя на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями.
Отношения между девочками и мальчиками, которые импонируют, нравятся друг другу, никогда не бывают простыми и ровными. В большинстве случаев ошибки совершаются потому, что они не умеют прислушиваться, понимать друг друга.
Какое правило общения нужно соблюдать в таких случаях, чтобы достичь взаимопонимания друг с другом?
Упражнение «Мы похожие и такие разные»
Учитель: предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом, скорректировать свое поведение, избежать ошибок (Приложение 3).
Список заданий для мальчиков |
Список заданий для девочек |
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
_________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________________________ |
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
|
Упражнение «Обзывалки».
Учитель. Доводилось ли вам когда-нибудь попадать в такие ситуации, когда вы понимали, что назревает конфликт из-за некорректного поведения противоположного пола, и в ответ тоже хочется нагрубить, высказаться резко в адрес обидчика?
Чтобы научиться выходить из таких ситуаций, нужно уметь владеть собой, быть сдержанными, контролировать свои слова и эмоции.
Следующие упражнение «Обзывалки», возможно, поможет вам выработать в себе подобные качества. Станьте в круг. Использование ненормативной лексики исключается. Обидчик называет вас названием растения, животного, птицы и т.д. Вы в отвечаете фразами исключительно вежливого тона. Например, «Как лестно!», «Как приятно слышать!» «Спасибо. Вы очень вежливы!» «Как любезно с вашей стороны!» «Спасибо за комплимент!» «Таких приятных слов мне никто еще не говорил!» и т.д.
Какое правило общения нужно соблюдать в таких случаях, чтобы не возникало конфликтов?
Учитель: Часто молодые люди чувствуют себя неуверенно в общении с противоположным полом, ищут поддержки у знакомых и друзей. Знание основных принципов общения поможет открыть новые собственные возможности и придаст вам больше уверенности.
Подумайте и напишите правила, которых нужно придерживаться в общении юношам и девушкам.
Учащиеся озвучивают свои суждения. Учитель предлагает им памятку «Правила общения»
Учитель: Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.
10 заповедей общения, Или как приобрести друзей (американский психолог Дейл Карнеги)
- 1. Меньше критикуйте и обсуждайте других, реже жалуйтесь.
- 2. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
- 3. Будьте хорошим слушателем.
- 4. Помогайте людям чувствовать свою значимость.
- 5. Уважайте мнение других людей.
- 6. Избегайте ненужных споров.
- 7. Убеждайте, а не приказывайте.
- 8. Запоминайте имена.
- 9. Придерживайтесь положительной установки.
- 10. Улыбайтесь.
Учитель: Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
- V. Рефлексия.
В канун праздника Рождества и Нового года я предлагаю вам украсить елочку. Если сегодняшнее занятие вам понравилось, то ель украсьте красивым шаром, высказавшись по одному из предложений:
— На сегодняшнем занятии я узнал(а), что...
— Мне было интересно...
— Памятка мне будет полезна тем, что..
— Для себя сделал(а) вывод…
Если же вам что-то не понравилось, вы не довольны собой или имеются другие причины, то повесьте на ель «битый» шар.
В это время звучит песня Е. Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».
Учитель. Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: будьте внимательны друг к другу, любите и учитесь прощать. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной, как в этой песне, – зависит от вас!
Спасибо за работу!
- Назад
- Вперёд >>