Язык

  

 

 

 

Методическая разработка «География сельского хозяйства мира»

вкл. .

Методическая разработка

по учебному предмету «География» на тему

«География сельского хозяйства мира»

Тема урока: География сельского хозяйства мира.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать знания о роли сельского хозяйства в современном мире;

Расширить представление об отраслевой структуре сельского хозяйства мира;

Познакомить учащихся с размещением и эффективностью развития сельского хозяйства;

Развивающие:

Развить умение анализировать таблицы и диаграммы сельского хозяйства мира;

Воспитательные:

Содействовать повышению интереса к изучению данного предмета.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атлас 11 класса, карта «Сельское хозяйство мира».

 ХОД УРОКА:

 I. Организационный момент.

Преподаватель и учащиеся приветствуют друг друга.

-  Здравствуйте! Присаживайтесь,  урок начался. Напоминаю, что на парте перед вами должны лежать  учебник, атлас, рабочая тетрадь и ручка. Сегодня тема нашего урока «География сельского хозяйства мира». Основные цели нашего сегодняшнего урока – это формирование знаний об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства; расширить представление об отраслевой структуре сельского хозяйства и познакомить вас с размещением и эффективностью развития сельского хозяйства.

 II. Основная часть.

1. Объяснение нового материала.

Преподаватель. Вспоминаем, какую роль сельское хозяйство играет для человека? (учащиеся дают свои варианты ответов).

Преподаватель. Сельское хозяйство образует первичный сектор мирового хозяйства и относится к старейшему виду человеческой деятельности. На доиндустриальных стадиях развития человечества сельское хозяйство играло определяющую роль в структуре мирового хозяйства. По мере развития промышленности и индустриализации мира доля сельского хозяйства стала уменьшаться. В условиях перехода к постиндустриальной стадии сельское хозяйство в структуре мирового хозяйства уступило свои позиции не только производственным отраслям, но и сфере услуг. Его доля в структуре валового мирового продукта составляет 3 %, в развитых странах – 1,5 %, в развивающихся – 20 %. В структуре занятости населения доля сельского хозяйства значительно больше – 34,7 %. Это объясняется количеством государств, находящихся на аграрной стадии развития. Между развитыми и развивающимися странами существуют большие различия в занятости населения в сельском хозяйстве. В развитых странах она снизилась до 5 %, в развивающихся государствах составляет около 55 %.

Преподаватель. А теперь перейдем к отраслевой структуре и перечислим какими же основными отраслями представлено сельское хозяйство? (учащиеся вспоминают из прошлых курсов географии) Правильно сельское хозяйство представлено двумя основными отраслями – растениеводством и животноводством.

 Отрасли сельского хозяйства      

  Растениеводство               Животноводство      

Преподаватель. Размещение и эффективность развития сельского хозяйства зависит от ряда факторов. Как вы считаете, от каких факторов? (учащиеся размышляют).

Преподаватель. Одним из факторов размещения является природный, он выступает основой для географических различий в сельском хозяйстве. В зависимости от агроклиматических условий территории (длительность вегетативного периода, количество осадков, плодородие почв и др.) выделяются зоны сельскохозяйственной специализации мира. Важную роль в развитии сельского хозяйства играет социально-экономический фактор. Он характеризуется традициями ведения сельского хозяйства (характер земледелия и землепользования); уровнем механизации, капиталовложений в отрасль, в том числе внедрений новых технологий; производительностью труда и др. В последнее время на развитие сельского хозяйства оказывают влияние условий международной торговли и аграрная политика интеграционных объединений. В целом при низком уровне социально-экономического развития природные факторы продолжают играть определяющую роль в развитии сельского хозяйства. Зависимость от природных факторов ослабевает по мере роста уровня социально – экономического развития страны.

Преподаватель. Какие выделяют подотрасли в растениеводстве? (учащиеся дают ответы). Правильно, но основной подотраслью растениеводства является зерновое хозяйство. Сейчас подробно разберем структуру зернового хозяйства мира и проанализируем диаграммы на рисунке 18 учебника. Первая диаграмма «Кукуруза» показывает, что лидером в производстве кукурузы является США (361 млн т), второе место занимает Китай (216 млн т) и третье – Бразилия (80 млн т). Вторая место занимает – рис. Из диаграммы «Рис» видно, что лидером является – Китай (204 млн. т), второе – Индия (158 млн т) и  на третьем месте Индонезия (69 млн т).

Преподаватель. Как Вы считаете какая культура является третьей по значимости и сбору зерна? (учащиеся дают свои варианты ответов). Третье по значимости культурой в мире считают пшеницу. Главный производитель пшеницы выступает Китай (121 млн т), второе место – Индия (94 млн т) и тройку замыкает США (62 млн т).

Преподаватель. С главными культурами и их производителями разобрались, а теперь обратите внимание на таблицу 3 и увидите структуру мирового и регионального валового сбора зерновых культур мира (в %).

Преподаватель. Так же не забываем, что кроме трех этих основных культур немаловажную роль играют такие зерновые культуры как ячмень (6 % валового сбора), сорго (2,3 %) и рожь (0,5 %).

Преподаватель. Второй по значимости отраслью сельского хозяйства, которая так же характеризуется глубокой историей развития, является животноводство. Выделяют три основные подотрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и овцеводство. Какие еще вы знаете подотрасли животноводства? (учащиеся отвечают).

Рассмотрим и проанализируем эти три основные подотрасли животноводства с помощью рисунка 21. На первой диаграмме «Крупный рогатый скот» показано, что лидером по поголовью является Бразилия (217 млн голов), второе место у Индии (214 млн голов), которая почти идет на равных с Бразилией и третье место занимает Китай (113 млн голов). Следующая диаграмма «Свиньи» демонстрирует явного лидера по поголовью свиней и это Китай (482 млн голов), вторая страна – США (67 млн голов) и третьи в мире по поголовью свиней – Бразилия (39 млн голов). И третьей подотраслью животноводства считают овцеводство, на диаграмме «Овцы» продемонстрировано, что лидер – Китай (185 млн голов), вторые – Индия (76 млн голов) и третьи – Австралия (76 млн голов). Как Вы заметили Индия и Австралия идут на равных по поголовью овец.

III. Заключительная часть.

Преподаватель. Подведем итоги нашего урока, какова же структура сельского хозяйства и какие факторы влияют на размещения данной отрасли? (учащиеся отвечают на вопросы).

Рефлексия.

Преподаватель. На уроке мы так же рассмотрели страны-лидеры по производству зерна и по поголовью. Обратимся к рисунку 18 и рисунку 21 и вспомним этих производителей.

Домашнее задание.

Выучить § 7.