Язык

  

 

 

 

Методическая разработка урока по биологии Тема: «Процессы видообразования»

вкл. .

Методическая разработка урока по биологии

Тема: «Процессы видообразования»

Цели:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
  2. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.

Развивающие: 

Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Используемые технологии:

  • технологии развития критического мышления;
  • проблемное обучение.

Оборудование:  презентация «Процессы видообразования».

Учебное пособие: Общая биология: учебник для 11класса

общеобразовательных учреждений, под редакцией С.С. Маглыш.

Методика проведения урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Вопросы к учащимся:

1.Назовите основные положения теории Дарвина

2.Что является единицей эволюции? Почему?

3.К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?

4.Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?

5.Почему репродуктивный критерий считается наиболее важным?

III. Подготовка к восприятию нового материала

Преподаватель: - Мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.

IV. Объявление темы и постановка цели:

Преподаватель обращает внимание учащихся на тему урока.

  1. Что такое видообразование, его пути, типы и скорость.
  2. Что такое микроэволюция и каковы ее результаты.

Проблема:

Перед учащимися ставится проблемный вопрос.

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

-Ответы учащихся;

-Объяснение преподавателя

Слайд 1   Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях. (рассмотреть таблицу на стр.137 учебника).

Слайд 2   Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:

Задание в течение урока: Эти типы видообразования будем заносить в таблицу

видообразование

событие

итог

Филетический

Слайд 3

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Слайд 4

Образование новых видов

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В

Проблемные вопросы:  

  1. Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
  2. Причины дивергенции?  (изоляция, расширение ареала)

Слайд 5  (микроэволюция)

Преподаватель: - Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции 

    Дивергентное видообразование является  истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.

Преподаватель:-А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.

Слайд 6 СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ

(На экране схема географического видообразования).

 Преподаватель: -Запишем в конспект основные понятия:

  1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.

 - возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.

Слайд 7  ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Слайд 8  РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ

Преподаватель:-Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным.

Слайд 9 РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Вносим в таблицу новый материал

видообразование

событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Видообразование

Аллопатрическое

Простанственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В

Слайд 10 СИМПАТИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 11 ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАС

Слайд 12 БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА

 Вносим в  таблицу новый материал:

видообразование

событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Видообразование

Аллопатрическое

Симпатрическое

Простанственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

Связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией.

Быстрое изменение генотипа

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В


Преподаватель ставит перед учащимися  проблемный вопрос:

- Какова скорость видообразования? Возможные варианты ответов учащихся:

  1. постепенное видообразование
  2. внезапное видообразование

Преподаватель:- Посмотрите на таблицу и определите: какое видообразование постепенное какое внезапное?

Вывод: (запись в тетрадь)

  1. постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
  2. внезапное: гибридогенное     

V. Закрепление знаний. 

Тестирование с применением ИКТ.

VI. Задание на дом: Д/З §32

VII. Итог урока. Выставление отметок учащимся. Рефлексия.