Методическая разработка по предмету "Устройство и эксплуатация автомобилей" Тема: Система питания дизельного двигателя
Методическая разработка по предмету
"Устройство и эксплуатация автомобилей"
Тема: Система питания дизельного двигателя
Цели урока:
1.Обучающая: Сформировать знания об устройстве и работе системы питания дизеля.
2.Развивающая : Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения.
3.Воспитательная: Воспитать интерес к будущей профессии.
Материалы и оборудование: Топливный насос высокого давления, фильтры, турбокомпрессор, форсунка, плакаты, модель двигателя внутреннего сгорания, ПЭВМ, телевизор или мультимедийный проектор
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент: Проверка присутствия;Сообщение темы, цели урока; Мотивация учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний. Повторение раннее изученного материала:
Фронтальный опрос:
1.Каково назначение и общее устройство системы питания карбюраторного двигателя? .
2.Расскажите о назначении, устройстве и работе смазочной системы.
3.Расскажите о назначении, устройстве и работе системы охлаждения.
4.Каково назначение и общее устройство газораспределительного
механизма ?
5.Для чего служит, как устроен и работает карбюратор ?
6.Для чего служит, как устроен и работает бензонасос ?
3.Изучение нового материала
3.1.Система питания
На изучаемые автомобили устанавливают 6-цилиндровые дизели ЯМЗ-236 Ярославского моторного завода и 4-цилиндровые дизели семейства Д-245 Минского моторного завода . К приборам, узлам и деталям, обеспечивающим подачу топлива в цилиндры дизеля ЯМЗ-236, относятся топливный бак, подкачивающий насос , фильтры грубой и тонкой очистки топлива, насос высокого давления, форсунки , топливопроводы низкого и высокого давления. Атмосферный воздух поступает в цилиндры дизеля через воздушный фильтр и впускной трубопровод. Отработавшие газы отводятся из цилиндров в атмосферу через выпускной трубопровод и глушитель.
Топливные баки дизельных автомобилей устроены так же, как и баки автомобилей с карбюраторными двигателями.
Топливные фильтры. Топливо, поступающее к насосу высокого давления и форсункам, не должно содержать механических примесей, могущих вызвать повреждение или повышенный износ изготовленных с высокой точностью деталей топливной аппаратуры. Поэтому в системе питания дизелей топливо многократно фильтруют. У дизеля ЯМЗ-236 имеются следующие топливные фильтры: сетчатый на конце топливозаборной трубки в баке; грубой очистки, расположенный между баком и подкачивающим насосом; тонкой очистки, помещенный между подкачивающим насосом и насосом высокого давления; во входном отверстии форсунок.
Подкачивающий насос подает поступающее из бака топливо через фильтр тонкой очистки к насосу высокого давления.
Насосом ручной подкачки топлива заполняют систему топливом и удаляют случайно попавший в нее воздух («прокачивают» систему).
Форсунки тонко распыливают топливо, подаваемое в камеры сгорания цилиндров дизеля насосом высокого давления.
Неисправности в системе питания дизелей. При возникновении неисправностей в системе питания затрудняется пуск, снижается мощность дизеля и увеличивается расход топлива, возникают перебои в работе цилиндров, стуки, повышается дымность выпуска. Основные причины этого: утечка топлива или подсос в систему питания воздуха из-за негерметичности соединений топливопроводов и приборов; засорение топливных фильтров; неисправность подкачивающего насоса; износ плунжеров и гильз насоса высокого давления; нарушение моментов начала и равномерности подачи топлива секциями насоса; уменьшение силы упругости пружины иглы форсунки; негерметичность или зависание иглы; засорение отверстий распылителя форсунки.
Утечку топлива обнаруживают осмотром топливопроводов; наличие воздуха в системе определяют по мутному цвету или присутствию пузырьков воздуха в топливе, вытекающем из-под ослабленной пробки отверстия в крышке фильтра тонкой очистки; засорение фильтров и неисправность подкачивающего насоса определяют по уменьшению давления вытекающей из фильтра струи топлива.
Негерметичность системы устраняют подтягиванием или заменой деталей соединений. Воздух удаляют прокачкой системы. Неисправные подкачивающий насос, насос высокого давления и форсунки проверяют и ремонтируют в мастерской.
Уход за системой питания дизелей. Ежедневное обслуживание.
По окончании работы заправить топливо в бак автомобиля.
Слить отстой из топливных фильтров.
Проверить действие привода управления подачей топлива насосом высокого давления и кнопки остановки дизеля.
Если баки заправляют не из колонки, топливо следует предварительно отстаивать 8—10 суток.
Отстой из топливных фильтров сливают, открыв вентили в нижней части корпусов обоих фильтров; из каждого фильтра удаляют 100— 200 гтоплива. После этого, закрыв вентили, пускают дизель на несколько минут, чтобы заполнить систему топливом и удалить из нее воздух.
Привод управления подачей топлива насосом высокого давления и кнопки остановки дизеля проверяют в действии. Педаль, соединенная приводом через регулятор с рейкой насоса высокого давления, и кнопка остановки дизеля должны перемещаться легко без заеданий на протяжении всего их хода.
Первое техническое обслуживание. 1. Слить отстой из топливного бака и промыть топливные фильтры.
2. Смазать детали привода управления рейкой насоса высокого давления и кнопки остановки дизеля.
3. Долить масло в корпуса насоса высокого давления и центробежного регулятора.
Второе техническое обслуживание. 1. Заменить фильтрующие элементы топливных фильтров.
2. Проверить действие подкачивающего насоса, насоса высокого давления, центробежного регулятора и форсунок.
3.2.Топливный насос высокого давления подает под высоким давлением в цилиндры дизеля требуемое количество топлива в строго определенные моменты. Топливный насос высокого давления установлен между правым и левым рядами цилиндров в передней части дизеля ЯМЗ-236 или слева на блок-картере двигателя Д-245. Кулачковый валик насоса приводится во вращение шестернями от распределительного вала дизеля. Частота вращения валика насоса вдвое меньше частоты вращения коленчатого вала дизеля, так как за два оборота коленчатого вала кулачковый валик насоса должен повернуться на один оборот, и насос произведет по одному впрыску топлива в каждый цилиндр.
Подача топлива в цилиндр должна начинаться, когда поршень не доходит до в.м.т. конца сжатия, т. е. с опережением. Это необходимо, чтобы топливо успело самовоспламениться и в в. м. т. на поршень действовало полное давление С возрастанием частоты вращения коленчатого вала угол опережения впрыска должен увеличиваться. Валик насоса дизеля ЯМЗ-236 соединяют с приводом так, чтобы подача топлива первой секцией начиналась в момент совпадения установочной метки на маховике дизеля с указателем (стрелкой) на картере маховика. При такой установке угол опережения впрыска при работе дизеля на малых оборотах составляет 20°. При возрастании частоты вращения коленчатого вала этот угол дополнительно увеличивается центробежной муфтойавтоматического опережения впрыска до 33°. На двигателе Д-245 такая муфта отсутствует.
Всережимный центробежный регулятор числа оборотов коленчатого вала конструктивно объединен с насосом высокого давления. Регулятор автоматически поддерживает постоянное число оборотов коленчатого вала при малых оборотах холостого хода и всех других заданных режимах работы дизеля, а также ограничивает максимальное число оборотов. Во время работы дизеля валик регулятора приводится во вращение от кулачкового валика насоса; при вращении грузики по инерции расходятся, удаляясь от оси валика ; расхождению грузиков противодействует сила упругости пружины , растягиваемой по мере удаления грузиков от оси валика. Если во время работы дизеля на установленном режиме число оборотов повышается, грузики расходятся больше и передвигают рейку, действуя через систему рычагов регулятора, в сторону уменьшения подачи топлива. Если число оборотов снижается, грузики под действием пружины приближаются к валику и рейка насоса перемещается в сторону увеличения подачи топлива. Минимальные и максимальные обороты регулируют регулировочными винтами, вращать которые водителю запрещается и которые должны быть опломбированы. Управляют подачей топлива из кабины водителя педалью, связанной механическим приводом с рычагом регулятора. Когда педаль отпущена, рейка насоса удерживается в положении наименьшей подачи топлива. При нажатии педали рейка передвигается в сторону увеличения подачи.
3.3.Топливоподкачивающий насос подает поступающее из бака топливо через фильтр тонкой очистки к насосу высокого давления. Основные части насоса: корпус, поршень , шток , толкатель с роликом 7, клапаны с пружинами. Корпус подкачивающего насоса прикреплен к корпусу насоса высокого давления. Поршень приводится в движение от эксцентрика валика насоса высокого давления, к которому ролик толкателя подкачивающего насоса постоянно прижат пружиной .
Насосом ручной подкачки топлива заполняют систему топливом и удаляют случайно попавший в нее воздух («прокачивают» систему). Этот насос состоит из корпуса , цилиндра, поршня со штоком и рукоятки . Когда поршень перемещают рукояткой вверх, в полость подкачивающего насоса и в цилиндр всасывается через клапан топливо из бака. При перемещении вниз поршень вытесняет топливо из цилиндра через выпускной клапан подкачивающего насоса в топливопровод, соединенный через фильтр тонкой очистки с насосом высокого давления. После пользования насосом рукоятку плотно навертывают на резьбу цилиндра .
3.4.Форсунка. К корпусу форсунки прикреплен гайкой распылитель с распыливающими отверстиями, в котором помещена игла . Силой упругости пружины , передаваемой через штангу , игла прижата к внутренней конической поверхности распылителя и перекрывает выход топливу из полости к отверстиям распылителя. При нагнетательном ходе плунжера насоса высокого давления топливо от насоса поступает через входной штуцер , фильтр и канал в кольцевую полость распылителя. Под давлением топлива игла приподнимается и полость распылителя сообщается с распыливающими отверстиями, через которые топливо впрыскивается в цилиндр. В момент отсечки конца подачи топлива насосом давление в полостях форсунки падает и пружина опускает иглу, прекращая дальнейший выход топлива из отверстии распылителя.
Давление начала впрыска топлива в цилиндры должно быть 150…200 кгс/см2. Давление регулируют, изменяя натяжение пружины вращением винта при снятом колпаке и ослабленной контргайке .
К штуцерам форсунок присоединяют топливопроводы высокого давления, а к отверстиям в торцах колпаков — дренажные трубки для отвода из полостей в верхней части корпуса форсунок топлива, просочившегося через зазоры между иглой и распылителем. По трубке топливо из дренажных трубок сливается в бак автомобиля.
3.4.Турбонаддув
На дизелях Д-245 установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбокомпрессор состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной турбины. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что выхлопные газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через выпускной коллектор в камеры газовой турбины и вращают колеса турбокомпрессора. Турбокомпрессор через воздухоочиститель всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры двигателя. Применение турбонаддува позволяет на 20%повысить мощность двигателя, снижает расход топлива, обеспечивает его более полное сгорание. В процессе эксплуатации не требует специального техобслуживания, разбирать его не рекомендуется. Состояние проверяют по времени выбега ротора после остановки двигателя: в течение min.5 секунд должен слышаться постоянного уровня звук с постепенным затуханием. Двигатели, оснащенные турбонаддувом глушить следует после того, как они около минуты поработали на небольших оборотах.
4.Закрепление новых знаний.
4.1 Самостоятельная работа с конспектом, учебниками и учебными пособиями: Прочитать конспект
4.2. Визуальное знакомство с деталями системы питания
4.3. Ответы на вопросы обучаемых
5.Выводы по уроку. Подведение итогов.
6.Домашнее задание: Изучить систему питания дизельного двигателя по конспекту