Методическая разработка урока по предмету «Устройство и эксплуатация автомобилей» Тема: "Принцип действия и правила эксплуатации источников электроэнергии"
Методическая разработка урока по предмету «Устройство и эксплуатация автомобилей»
Тема: "Принцип действия и правила эксплуатации источников электроэнергии"
Специальность «Водитель транспортных средств категории «С»
Предмет «Устройство и эксплуатация автомобилей»
Цели урока:
1.Обучающая: изучить устройство, принцип действия и правила эксплуатации источников электроэнергии.
2.Развивающая : Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения.
3.Воспитательная: Привить любовь к профессии.
Цель урока: изучить устройство, принцип действия и правила эксплуатации источников электроэнергии
Материалы и оборудование: Двигатель ЗиЛ-130 в разрезе, плакаты, , ПЭВМ, телевизор или мультимедийный проектор
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент: Проверка присутствия;Сообщение темы, цели урока; Мотивация учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний. Повторение раннее изученного материала:
Фронтальный опрос:
1.Каково назначение и общее устройство системы питания карбюраторного двигателя?
2.Расскажите о назначении, устройстве и принципе работы топливного насоса высокого давления
3. Расскажите о назначении, устройстве и принципе работы топливоподкачивающего насоса
4. Каково назначение и общее устройство системы питания дизельного двигателя? 5.Для чего служит, как устроен и работает карбюратор?
6.Для чего служит, как устроен и работает бензонасос?
3.Изучение нового материала
3.1.Аккумуляторные батареи питает потребители, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах холостого хода. Состоит из трех или шести кислотных аккумуляторов, соединенных последовательно.
.Эбонитовый или из кислотоупорной пластмассы бак имеет отделения для аккумуляторов, составляющих батарею. В каждом аккумуляторе помещен блок чередующихся положительных и отрицательных свинцовых пластин в виде решеток, заполненных активной массой из окислов свинца . Отрицательных пластин в каждом аккумуляторе на одну больше, чем положительных, поэтому с обеих наружных сторон блока находятся отрицательные пластины. Положительные пластины отделены от отрицательных пористыми сепараторами (прокладками) , изготовленными из выщелоченной древесины, стеклянного войлока, эбонита или пластмассы.
Одноименные пластины соединены между собой свинцовыми баретками (перемычками). К бареткам приварены свинцовые штыри , выведенные наружу через два крайних отверстия в крышке аккумулятора. Сверху пластины закрыты перфорированным пластмассовым щитком . Через среднее отверстие в крышке, закрываемое пробкой , аккумулятор заполняют электролитом. Образующиеся при заряде аккумулятора газы выходят в атмосферу через вентиляционное отверстие пробки. У некоторых аккумуляторов это отверстие выполнено в отдельном штуцере . Зазоры между крышками и стенками бака уплотнены битумной мастикой.
Аккумуляторы соединены в батарею последовательно посредством свинцовых межэлементных соединений (мостиков) , приваренных к выводным штырям. Свободные от мостиков выводные штыри крайних аккумуляторов присоединяют к сети электрооборудования автомобиля. Электролитом для кислотных аккумуляторов служит раствор химически чистой («аккумуляторной») серной кислоты в дистиллированной воде.
Когда батарея соединена с потребителями электрического тока, она разряжается. Вследствие химических реакций, происходящих во время разряда, активная масса положительных и отрицательных пластин аккумуляторов превращается в сернокислый свинец (PbSO4). При этом расходуется часть серной кислоты, содержащейся в растворе, отчего плотность электролита при разряде падает. Во время заряда в аккумуляторах совершаются обратные химические реакции, в результате которых активная масса положительных пластин превращается в перекись свинца, а отрицательных — в губчатый свинец. Во время заряда количество серной кислоты в растворе возрастает и плотность электролита увеличивается.
Электродвижущая сила (з.д.с.) заряженного аккумулятора составляет около 2,2 В. По мере разряда аккумулятора его э.д.с. и напряжение при определенной нагрузке понижаются. По величине этого понижения можно судить о степени заряженности аккумуляторов. Э.д.с. и напряжение батареи, состоящей из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов, равно сумме их э.д.с. или напряжений. Поскольку номинальное напряжение на выводных штырях одного аккумулятора принимают равным 2 В, напряжение на выводных штырях батареи из трех аккумуляторов равно 6В, а батареи из шести аккумуляторов — 12 В.Емкостью называется количество электричества, которое полностью заряженный аккумулятор может отдать в цепь при разряде до определенного конечного напряжения. Емкость измеряется в ампер-часах (а · ч) и зависит от размера площади и состояния всех пластин аккумулятора, силы разрядного тока, плотности и температуры электролита.. Так, аккумулятор емкостью 70 А-чспособен поддерживать в присоединенной к нему цепи ток 7 А в течение 10 .Емкость батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, равна емкости одного аккумулятора.
На автомобилях устанавливают 6- и 12-вольтовые аккумуляторные батареи. Принятая маркировка батарей включает: цифру 3 или 6 (в начале), обозначающую число аккумуляторов в батарее; буквы СТ, указывающие на то, что батарея стартерная; двух- или трехзначное число после букв СТ, показывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах; буквенное обозначение материала бака. На изучаемых автомобилях применяют следующие аккумуляторные батареи: ЗИЛ-130 — 6СТ-90ЭМ, ГАЗ-3307 — 6СТ-75ЭМ, ЗиЛ-5301 — две соединенные последовательно батареи 6СТ-120 . У старых грузовых автомобилей (типа ГАЗ-53А) батарея размещена под сиденьем водителя, у автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-3307 — на кронштейне рамы около подножки кабины, у легковых автомобилей — в моторном отсеке. Батареи соединяют положительным полюсом с изолированными проводами системы электрооборудования, а отрицательным — с массой
К неисправностям аккумуляторной батареи относятся саморазряд, понижение емкости, полное прекращение действия, а также трещины и другие повреждения бака.
Саморазряд — это разряд батареи при отключенных потребителях. Саморазряд, не превышающий 1,0—1,5% емкости батареи за сутки (полный разряд происходит за 60—100 суток), является нормальным. Причины ускоренного саморазряда, при котором батарея разряжается за несколько часов: электролит и грязь на поверхности батареи, вызывающие утечку тока; замыкание между собой положительных и отрицательных пластин осадком активной массы, скопившейся на дне бака выше уровня ребер; загрязнение электролита посторонними примесями.
Понижение емкости батареи вызывается одной из следующих причин; сульфатация пластин, недостаточная плотность электролита, выпадение активной массы. Сульфатация происходит при глубоком (ниже 1,7 В) разряде аккумуляторов или оставлении батарей разряженными, при понижении уровня электролита в аккумуляторах; активная масса выпадает из-за чрезмерной плотности электролита или вследствие коробления пластин, вызванного перегрузкой аккумуляторной батареи при непрерывном включении стартера более 10 сек, а также пуске стартером холодного двигателя, заправленного слишком вязким маслом.
Полное прекращение действия аккумуляторов (на выводных штырях отсутствует напряжение) наступает вследствие замыкания между собой разноименных пластин при поврежденных сепараторах или отрыва выводных штырей от бареток или межэлементных соединений.
Трещины бака появляются от ударов при ослабленном креплении батареи в гнезде, неосторожной переноске, замерзании электролита пониженной плотности.
Ежедневное обслуживание. Проверить внешним осмотром состояние и крепление аккумуляторной батареи соединяющих их проводов.
Первое и второе технические обслуживания. 1. Подтянуть крепления батареи 2. Проверить: уровень электролита в аккумуляторах, степень заряженности батареи (по плотности электролита и напряжению на выводных штырях аккумуляторов под нагрузкой);
. При ТО-1 проверяют плотность крепления батареи, покачивая ее руками в гнезде. Убеждаются, что бак не имеет трещин, вызывающих течь электролита. Поверхность батареи протирают концами или ветошью, смоченными в 10-процентном растворе аммиака (нашатырном спирте) или соды, а затем насухо вытирают чистыми концами.
Вывернув пробки из крышек всех аккумуляторов, прочищают вентиляционные отверстия (продувают сжатым воздухом или удаляют загрязнения деревянной палочкой). При помощи стеклянной трубочки диаметром 3—5 мм контролируют уровень электролита в каждом аккумуляторе . Если он находится на высоте менее 10 ммнад пластинами, следует долить дистиллированную воду.
При ТО-2, кроме вышеуказанных операций, проверяют плотность электролита и степень заряженности аккумуляторов батареи.
Для определения плотности электролита наконечник кислотомера (рис. 53) опускают в аккумулятор и при помощи резиновой груши набирают электролит в стеклянную трубку так, чтобы ареометр всплыл. Плотность электролита соответствует числу, стоящему у деления шкалы ареометра, расположенному на уровне жидкости. Если известна начальная плотность электролита в аккумуляторах полностью заряженной батареи, то по уменьшению плотности в процессе эксплуатации можно судить о При разряде более чем на 50% летом или на 25% зимой батарею нужно снять с автомобиля и зарядить. Степень разряженности батареи определяют также по напряжению на выводных штырях аккумуляторов, пользуясь нагрузочной вилкой
3.2.Генератор укреплен на двигателе и приводится во вращение от коленчатого вала ременной передачей. Номинальная мощность генератора 250…600 Вт, напряжение — 12 или 24 В
Основные части генератора переменного тока : статор, ротор и выпрямительное устройство.
Статор — пакет пластин из электротехнической стали, имеющий восемнадцать пазов, в которые помещена трехфазная обмотка, состоящая из шести катушек. Фазы обмотки статора соединены между собой . Тремя шпильками статор зажат между передней и задней крышками генератора.
Ротор состоит из вала, установленной на нем втулки с обмоткой возбуждения, двух напрессованных на вал когтеобразных полюсных наконечников и двух контактных колец, к которым присоединены концы обмотки возбуждения.
Вал ротора вращается в шариковых подшипниках закрытого типа, помещенных в крышках генератора. Со стороны привода на валу ротора установлены и закреплены гайкой вентилятор и шкив его привода.
Неисправности генераторов и реле-регуляторов. При их неисправностях уменьшается или полностью прекращается питание потребителей от генератора и заряд аккумуляторной батареи. Это обнаруживают по показаниям амперметра1, а также по недостаточному накалу ламп освещения при работе двигателя на средних и больших оборотах, слабому действию звукового сигнала и т. п. Чаще всего генератор работает ненормально по следующим причинам: слабое натяжение ремня привода генератора; загрязнение и износ контактных колец и щеток генератора, ослабление пружин щеток; замыкание или обрыв в обмотках генератора; нарушение регулировки, подгорание контактов и другие неисправности реле-регулятора; неисправность диодов выпрямительного устройства. Исправность обмоток генератора и реле-регулятора, регулировку реле-регулятора и состояние диодов выпрямительного устройства генератора проверяют в мастерской на специальном стенде.
Ежедневное обслуживание. Проверить внешним осмотром состояние и крепление генератора, реле-регулятора и соединяющих их проводов.
Первое и второе технические обслуживания. 1. Подтянуть крепления, генератора, реле-регулятора и очистить их поверхности. 2. Проверить: состояние контактных колец и щеток генератора; действие и регулировку реле-регулятора.
Во время проведения ТО-1 удаляют пыль и грязь с генератора и, если необходимо, регулируют натяжение ремня его привода .
При ТО-2, помимо операций ТО-1, нужно проверить крепление генератора, реле-регулятора и присоединенных к ним проводов, состояние коллектора и щеток генератора, действие и регулировку реле-регулятора.
4.Закрепление новых знаний.
4.1 Самостоятельная работа с конспектом, учебниками и учебными пособиями: Прочитать конспект и ответить на
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :
1. Какие основные приборы входят в систему электрооборудования автомобиля?
2. Как устроена стартерная аккумуляторная батарея?
3. Какие процессы происходят в аккумуляторах при заряде и разряде? 4. От чего зависит емкость батареи?
5. Какова емкость батарей, установленных на изучаемых автомобилях?
6. Как маркируют автомобильные аккумуляторные батареи?
7. Как проверить уровень электролита в аккумуляторах батареи?
8. Объясните устройство кислотомера и нагрузочной вилки и способы пользования ими.
9. Перечислите основные неисправности аккумуляторной батареи и меры, предотвращающие их?
10. До какого напряжения допускается разряжать аккумуляторы батареи?
4.2. Визуальное знакомство с деталями источников тока
4.3. Ответы на вопросы обучаемых
5.Выводы по уроку. Подведение итогов.