Занятие с элементами тренинга «Жизненные ценности»

вкл. .

Занятие с элементами тренинга «Жизненные ценности»

 

Цель:

формирование позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы.

 

 Задачи:

  1. Дать представление о понятии «ценности»;
  2. Создать условия для раскрытия и осмысления собственных ценностей;
  3. Формировать приоритет духовных ценностей над материальными.

 

Ход проведения

1. Вводная часть (создание психологического комфорта)

Добрый день, ребята! Меня зовут ….! Сегодня я с вами проведу занятие. Я хочу, чтобы оно прошло в дружеской, доброжелательной, комфортной обстановке. Для создания хорошей эмоциональной атмосферы давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим улыбку нашим гостям. Ведь не зря говорят: «Улыбнись, и все получится». Я уверена, что все получится и у нас.

Так как мы сегодня с вами видимся впервые, давайте познакомимся поближе.

  • · Упр. «Самопрезентация». 
    Каждый из нас охарактеризует себя с помощью трех слов. (Я – открытая, ответственная, отзывчивая)

 

А чтобы определить тему занятия, Я хотела бы начать наше занятие с … (стихотворение, афоризм и др.).

 Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Учащиеся дают свои варианты ответов.)

Да, действительно, вы правы. Мы будем говорить о системе ценностей, которая сложилась в обществе, и о тех ценностях, которые наиболее важны для вас самих.

 

2. Основная часть.

Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. 

Значимость ценностей в жизни личности и общества была осознана еще античными философами.

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только Бог.

Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является.

Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души — почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким» [19, С. 9].

(Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Праблемывыхавання. – 2006. -№6.–С.9-11)


  Мы живем с вами в непростое время. В мире не прекращаются войны, происходят природные катаклизмы, эпидемии. Система ценностей претерпевает изменения. А что такое ценности, на ваш взгляд? Я предлагаю вам сегодня разобраться в этом. (то, что важно для каждого и в целом для общества).

 

Может какая-либо игра на проявление ценностей учащихся?

Я предлагаю вам записать те ценности, которые на сегодняшний день для вас важны. (Учащиеся не озвучивают результаты работы.Возвращаются к ним в конце занятия.)

  1.Я вам предлагаю…..

- Как вы думаете, большинство людей в современном мире предпочтут оставаться бедными, но честными, или они в некоторых ситуациях пойдут на компромисс со своей совестью, если это сулит им денежную прибыль? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).

- Как вы считаете, большинство молодых людей предпочтут провести свободное время, развлекаясь на дискотеке, играя на компьютере или занимаясь саморазвитием (например, чтение книг)? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).

- Как вы думаете, большинству людей свойственно никогда и ничего не делать без выгоды для себя или большинство людей охотно совершает бескорыстные поступки? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).

- Как вы полагаете, большинство людей стремится руководить другими или подчиняться? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).

Психолог делает вывод (на презентации список выделенных учащимися ценностей).

2. Для дальнейшего обсуждения проблемы ценностей я предлагаю вам посмотреть ролик. После просмотра которого, вы попробуете определить: - Какие ценности наиболее важны для главной героини этого ролика?  (Учащиеся смотрят ролик «Ценности жизни»).

(При ответах учащиеся могут опираться на список ценностей, который представлен на экране мультимедийного проектора (Приложение 1).

- Что вас больше всего удивило при просмотре ролика?

- Какие ценности наиболее важны для главной героини этого ролика? 

(на презентации появляется список выделенных учащимися ценностей)

Таким образом, мы видим, что система ценностей многообразна. Кроме тех, которые мы назвали, существуют и такие как: (перечень ценностей на слайде)  Но у каждого человека в процессе жизни выстраивается своя иерархия ценностей. Я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет определить ваши ценностные ориентации, то, что для вас сейчас наиболее значимо.

3. Игровое упражнение «Мои ценностные ориентации». Инструкция: «Вы будете бросать друг другу мяч и называть при этом какую-то ценность. Вы можете пользоваться списком ценностей, который представлен на слайде (Приложение 2). Если вы высоко оцениваете названную ценность в жизни, то ловите мяч, если нет, то возвращаете его». В конце упражнения происходит обсуждение того, какие ценности оказались наиболее популярными.

Мы определили ценности, наиболее значимые для вас (это, в первую очередь, духовные, семейные ценности).

4. Анализируя перечень ценностей, представленных на слайде, можно сделать вывод, что ценности можно разделить на духовные и материальные. А сейчас прослушайте притчу, которая на меня произвела большое впечатление.

- Подумайте, какой смысл в нее вложил автор? (Приложение 3).

(обсуждение притчи)

Вывод: Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок. Автор на примере отца показал ту часть общества, для которой приоритетными являются материальные ценности, а на примере сына – духовные. А каким ценностям вы отдаете предпочтение, материальным либо духовным?

Взаимодополняют друг друга

Возвращаются  к перечню своих ценностей, добавляют другие, либо вычеркивают.

3. Заключительная часть.

Учащимся предлагается высказать свои впечатления от проведенного занятия: какие открытия они сделали, что нового открыли и познали в себе, что было для них наиболее интересным, что оказалось сложным, какие эмоции они испытывали во время занятия.(Коллаж)

Психолог:

Какие выводы мы можем сделать из всего выше сказанного? Думаю, вы согласитесь с тем, что ценностные ориентации составляет основу отношений человека к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.

Развитость ценностных ориентаций - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

В конце психолог предлагает выбрать открытку с жизнеутверждающими высказываниями, которые настраивают на оптимистичный и созидательный лад, вселяют уверенность в своих силах.

Приложение 1.

Список ценностей для обсуждения ролика «Ценности жизни»

Красота

Жизнерадостность

Духовная свобода

Развлечение

Материально обеспеченная жизнь

Высокие запросы

Творчество

Независимость

Широта взглядов

 

 

Приложение 2.

Список ценностей для упражнения «Мои ценностные ориентации»

Список А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

 

Приложение 3.

 

Притча

Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.

По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.

А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».

Отец мальчика застыл в онемении.

И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».