флаг
герб
чечерск

Безопасность в Интернете

 

 

 

Осторожно! Мошенники в интернете!

 «Ваш компьютер заблокирован. Для снятия блокировки Вам необходимо заплатить штраф в размере N-го количества рублей с переводом их на известный электронный кошелек «Веб-мани»… 

Подобные сообщения на свои персональные компьютеры потенциальные жертвы сетевых аферистов начали получать лет семь назад. Тогда правоохранителями было установлено, что блокировка операционной системы – дело рук распространителей вируса-вымогателя типа «Troyan.Winlock», поймать которых было невозможно из-за явной удаленности злоумышленников. Самостоятельная разблокировка компьютера не требовала особой подготовки, а потому совет был один – не платить мошенникам!

Спустя некоторое время в ОВД начали поступать заявления граждан о том, что «Troyan.Winlock» видоизменился и начал «работать» на правоохранительные органы. Теперь, после блокировки «операционки» перед глазами пользователя появлялось сообщение якобы из Министерства внутренних дел Республики Беларусь, о том, что за просмотр и копирование материалов, содержащих элементы педофилии, насилия и гей-порно ему необходимо заплатить миллион рублей.

 

Оперативники быстро вышли на след злоумышленника. Им оказался весьма образованный молодой человек – 25-летний магистр технических наук, которому в течение нескольких месяцев удалось «заработать» на этой афере порядка десяти миллионов рублей. 

 

Старая песня… 

Тем не менее, с конца 2014 года вирусная атака пользователей Сети продолжилась. Сейчас видоизмененный «Troyan.Winlock» с «милицейской» заставкой блокирует строку браузера, пугая технически слабоподготовленных пользователей. Смысл посланий остался прежним: за просмотр и копирование пикантного видео необходимо заплатить миллион рублей. Далее говорится, что в течение суток любитель «клубнички» получит код разблокировки своего браузера. Однако после перевода запрашиваемой суммы работоспособность «зараженного» компьютера не восстанавливается.

«Подобные послания – работа мошенников и поддаваться на провокации об уплате так называемого штрафа не стоит, – отмечает заместитель начальника 3-го отдела управления «К» МВД Олег Слепченко. – Запомните, что органы внутренних дел нашей страны пока не взимают штрафы посредством интернета. А для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо обеспечить защиту своему компьютеру: установка антивирусной программы, ее регулярное обновление и последующее тестирование ПК, а также осмотрительность в виртуальном пространстве – вот, пожалуй, самые главные рекомендации в подобных случаях, – заключил Олег Викторович. 

Это надо знать… 

Несмотря на все предостережения, в милицию продолжают поступать заявления от обманутых пользователей Сети. Напомним, что технические неполадки, вызванные вирусом, можно исправить самостоятельно.

Для ухода с заблокированной веб-страницы необходимо воспользоваться «диспетчером задач», набрав комбинацию Ctrl+Alt+Deletе

Затем следует закрыть приложение браузера и выполнить перезагрузку компьютера.

Если деньги преступникам уже переведены, следует обратиться с заявлением в территориальные органы внутренних дел. Согласно законодательству, за разработку, использование либо распространение вредоносных программ предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы (ст. 354 УК Республики Беларусь), а за мошеннические действия – вплоть до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества (ст. 209 УКРеспублики Беларусь). 


 

 

 

Что такое кибербуллинг?

 Кибербуллинг – это термин, относящийся к множеству форм преследования с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может появляться везде в режиме online посредством социальных сетей, видео и фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений, а также через СМС и ММС общение.

Проблема заключается в том, что кибербуллинг практикуется в цифровом пространстве, где нет ни одного взрослого, на которого можно было бы возложить ответственность. Во многих случаях жертва знает обидчика, но кибербуллером может оказаться и совершенно посторонний человек.

В число наиболее распространенных видов кибербуллинга входят:
Клевета. Распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации online, чтобы повредить репутации жертвы.

Отчуждение (изоляция). Исключение из виртуальной группы – считается косвенным видом кибербуллинга.

Флейминг. Перепалка в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет.
Хеппислепинг (от англ. Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение). Физическое нападение, избиение человека, в то время как обидчики снимают это на видео или фотографируют, чтобы впоследствии разместить материалы в сети Интернет.    
Нападки. Повторяющиеся обидные и оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
Самозванство. Преследователь притворяется жертвой и от его или ее имени рассылает сообщения или распространяет информацию с целью уничтожения репутации жертвы.
Текстовые войны/нападения. Травля, преследование жертвы посредством большого количества оскорбительных СМС-сообщений или электронных писем.
Обман. Получение и распространение конфиденциальной информации, личной переписки или фотографий и публикация их в интернете.

  

Чем кибербуллинг отличается от обычного запугивания?

Самые обидные ситуации чаще всего происходят в виде целого ряда неприятных инцидентов, имеющих место, как при личном общении, так и в киберпространстве.  Обычное запугивание – это конфронтация при личном общении и часто с глазу на глаз, с использованием угроз и физического насилия. Кибербуллинг же практикуется в электронном виде, и провакационные материалы могут быть быстро и широко распространены, при этом это непрерывный процесс, вовлекающий множество людей.

 

В чем разница между «секстингом» и кибербуллингом?

Секстинг – это пересылка фотографий или сообщений сексуального характера, которая обычно происходит между двумя людьми, связанными личными отношениями. Секстинг можно рассматривать как кибербуллинг в том случае, если такие фотографии добыты обманным путем, а затем распространены с целью вреда репутации жертвы.

В каком возрасте дети начинают практиковать или подвергаться кибербуллингу?

С кем чаще это происходит: с мальчиками или девочками?

Начало практики кибербуллинга связывают с повышением использования электронных технологий. Взрослея, дети начинают пользоваться мобильными телефонами, а соответственно имеют возможность доступа к социальным сетям. Более частые случаи кибербуллинга наблюдаются в средней школе, а в старших классах это в большей степени связано с личными отношениями. В кибербуллинге участвуют и мальчики и девочки, но девочки чаще становятся и обидчиками, и жертвами.

 

Какими могут быть последствия кибербуллинга?

     Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии, насилия в школе и нежелания ходить в школу. Многие подростки, вовлеченные в травлю  – агрессоры или жертвы – чаще всего уже испытывают сложности в общении с другими людьми. Решение ребенка совершить самоубийство встречается редко и зависит от множества факторов, однако, иногда именно кибербуллинг может стать толчком.
Если ваш ребенок стал жертвой запугивания и травли, сделайте так, чтобы ребенок постоянно получал поддержку от семьи, близких друзей, школьных консультантов. Пусть ваш ребенок как можно больше занимается деятельностью, которая его интересует.

 

Как родители могут защитить ребенка от кибербуллинга?

Дети, родители которых активно участвуют в их жизни и имеют позитивное влияние, подвергаются меньшему риску при использовании электронных технологий, а также более подготовлены дать отпор обидчику. Научите вашего ребенка выходить из конфликтных ситуаций. Посоветуйте ребенку никогда ни с кем не делиться в электронном виде информацией (личные сообщения, фотографии, видео и т.д.), которая может легко попасть в чужие руки и навредить его репутации.

 

Как помочь ребенку, который стал жертвой online преследования?

Дайте необходимые советы и окажите поддержку вне зависимости от возраста ребенка. Очень важно вовлечь ребенка в разговор, но нужно уважать его решение справиться с проблемой самостоятельно.

Предложите ребенку не отвечать на оскорбления сразу. Злой, агрессивный ответ сгоряча может только обострить ситуацию. Посоветуйте ребенку сохранить оскорбительные материалы в качестве улик.

Вот несколько способов, как вы и ваш ребенок можете ответить на кибербуллинг:
• Спокойно и твердо скажите «стоп». Это не является ответом на агрессию, вы просто просите человека остановиться. Если это не помогает даже со второго или с третьего раза, то попробуйте другой способ.

• Покиньте место, где ваш ребенок подвергается преследованию, или заблокируйте пользователя, присылающего угрозы или оскорбления.

• Пожалуйтесь на пользователя администраторам сайта. Большинство сайтов с системой интерактивного общения имеют соглашение об условиях использования, которое запрещает пользователям оскорблять друг друга.

• Свяжитесь с родителями обидчика и четко дайте им понять, что преследование должно прекратиться. Представьте электронные доказательства. Постарайтесь не спровоцировать защитную реакцию.

• Попросите помощи у  администрации учреждения образования, если среди учеников наблюдаются случаи кибербуллинга.

• Свяжитесь с адвокатом или полицией, если ваш ребенок в опасности. Адвокат поможет вам со всеми необходимыми юридическими процедурами, а полиция поможет принять меры по поводу угроз физического и/или сексуального насилия.

Как помочь ребенку, если он стал свидетелем кибербуллинга?

Предложите ребенку помочь жертве преследования и обсудите способы помощи, например, оказание эмоциональной поддержки жертве, поиск в себе решительности открыто выступить против агрессии и оскорблений, а также рассказать о проблеме взрослому, который может вмешаться.

Как родителям сделать так, чтобы ребенок не стал кибербуллером?
Дайте понять ребенку, что кибербуллинг - это плохо и жестоко, а совсем не «прикольно».

Подчеркните, что ко всем окружающим нужно относиться с уважением, в том числе и к тем, кого считают «не такими» в каком-либо отношении. Сосредоточьте внимание ребенка на мысли, что нужно обращаться с людьми так же, как он бы хотел, чтобы обращались с ним.

 

Как проблема кибербуллинга может быть решена в учреждении образования?

Во многих случаях в кибурбуллинг оказываются вовлечены учащиеся одного и того же учреждения образования, что может повлиять на чувство безопасности ребенка вне дома. Администрация имеет право вмешаться, если ребенку угрожают или он не чувствует себя в безопасности, находясь в школе. Районный комитет образования, администрация, учителя и родительский комитет должны сделать все возможное, чтобы улучшить внутренний климат в учреждении образования.


 

 

 

 Еще раз о суициде….

Нашумевшие статьи об интернет-сообществах, которые склоняют детей к суициду, обсуждают многие родители – в Беларуси в том числе. Уж очень болезненна тема. Недавно в российской «Новой газете» была опубликовала статья под заголовком «Группы смерти», в которой рассказывается о существовании закрытых и открытых сообществ в соцсети «ВКонтакте», склоняющих детей к суициду. Буквально через несколько дней Главное следственное управление СК по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по факту подстрекательства подростков к самоубийству через эту соцсеть. Пока в России идет проверка, мы узнали, что же происходит с подростковыми самоубийствами в Беларуси.

«Воздействовать на подростковую психику в своих целях - легко»

Одни уверены, что психикой подростков манипулируют, причем делают это мастерски, приводя в пример прекрасное: бабочек, которые живут лишь один день, и свободолюбивых китов, что выбрасываются на берег, кончая жизнь от отчаяния и одиночества… Другие считают, что всему виной банальное зарабатывание денег на количестве пользователей в соцсетях, а школьники всегда ведутся на мистические штуки.

Что должны знать родители, чтобы не допустить трагедии, нужно ли контролировать подростков и как?

К сожалению, в настоящее время есть тенденция по увеличению суицидов среди подростков. Причиной становятся и семейные, и экономические сложности, и частые смены школ, и проблемы со здоровьем. Все это создает почву для суицида. Пусковым моментом может стать что угодно, даже незначительное: потеря привязанности, конфликт с родителями, лишение возможности посещать секцию.

 «Контролировать ли подростка? Вопрос запоздал на 13-15 лет»

 Еще одна особенность нашего времени – интернет-буллинг - травля подростка через интернет. То, что ни родители, ни педагоги отследить не в состоянии. Ребенок мне рассказывает, что пытается сопротивляться, кричит. А дети, которые его обижают, улыбаются: «Посмотрите, мы же ничего не делаем, а он так реагирует! Псих». Подключаются и учителя: «Да он псих, он ведет себя неадекватно!» А ребенок не в состоянии объяснить, что на самом деле это его реакция на интернет-травлю: общаясь в социальных группах или в мобильных мессенджерах с одноклассниками, он получает от них очень много негатива, который незаметен взрослым.

При этом в жизни одноклассники ведут себя вроде бы хорошо и прилично, а он болезненно реагирует и выглядит нездоровым. Такое доведение ребенка до края некоторых его приятелей очень веселит. Это могут быть шутки ниже пояса, оскорбляющие достоинство подростка, он стесняется, и не может рассказать об этом взрослым. Иногда даже родители не понимают, что происходит с ребенком.

 Родители спорят: нужен контроль за подростком или надо быть ему другом, полностью доверяя?

Правила в семье должны быть всегда, но они не отменяют любовь, уважение, доверие. Существуют исследования, что депрессии чаще возникают у детей, в чьих семьях этих правил нет, где дети живут в хаосе, не понимают, в какой момент и как они должны себя вести. У них создается впечатление, что и с ними могут повести себя, как угодно.

Нельзя выбирать между кнутом и пряником, должно быть и милосердие, и справедливость. Для того чтобы осуществлять это одновременно, должна быть культура общения, которой, возможно, многие из нас не владеют. Вопрос - контролировать ли подростка запоздал лет на 13-15. Некоторые пищевые и поведенческие привычки ребенок усваивает еще в утробе матери.

Если возникли подозрения, что ребенок попал под влияние деструктивной группы, – надо действовать активно. Речь не идет о том, что надо читать дневники и лазить в соцсетях, если для этого нет повода. Но если ребенок на наших глазах перебегает улицу, и мы видим, что его сейчас собьёт машина, - мы не будем проводить с ним беседу о правилах уличного движения. Скорее всего, схватим за руку и шлепнем по попе.

Один мальчик пожаловался: «Меня папа избил, ударил по лицу!» Мальчик пытался выброситься в окно, а папа его толкнул, ударил по лицу и удерживал, у обоих - синяки. И что - мы будем осуждать папу, что он не провел с сыном воспитательную беседу прежде, чем тот выпрыгнул в окно? Что вел себя нецивилизованно?

Родитель, безусловно, должен стать для ребенка примером. Показывать, как выходить из конфликтных ситуаций, рассказывать об этом. И реально быть другом, чтобы спокойно общаться на любые темы. Чтобы ребенок знал, что его выслушают, не будут критиковать, возмущаться, читать морали и нравоучения. Важно, чтобы у родителей каждый день было время выслушать ребенка.

«Выясняйте, не кто виноват, а как помочь»

 У подростков часто срабатывает мотивация «лишь бы не ругали», они начинают лукавить, обманывать...

Потому что в школе на них «нападают» учителя, дома – родители.

В подростковом возрасте любые проблемы – депрессия, стресс, неприятные ситуации в школе – чаще всего проявляются именно поведенческими нарушениями. В первую очередь – резким изменением успеваемости в школе.

Нужно разобраться - что на самом деле произошло? Важно не фиксироваться на том, кто виноват, а выяснить, что мы можем сделать в этой ситуации?

Разговаривайте с ребенком, выслушивайте его. Но не в момент ссоры: без криков, наказаний, дневников и отметок. Сходите в кино, в кафе, в парк, поговорите по душам. И держите свои негативные эмоции при себе! Не получается? У нас много психологических служб, в том числе в интернете. Подростки ищут и находят эту информацию сами. Иногда в обход родителей.

Те, кто режет вены и глотает таблетки, никогда не станут вешаться или прыгать с крыши, то есть заведомо на смерть не пойдут, лишь пугают близких…

-Однажды подросток упал с 11 этажа и остался жив. Сознательно, по-вашему, он это сделал или случайно захотел попугать родителей? Слава Богу, ходит на своих ногах, уже окончил школу…

При этом кто-то наглотался таблеток, чтобы напугать, и умер. Из-за недооценки последствий иногда демонстративное может закончиться трагически.

Обращать внимание на изменения в поведении и настроении детей нужно обязательно, потому что это всегда сигнал о каком-то эмоциональном неблагополучии. Раз ребенок это делает, значит, в нем живет какая-то душевная боль, злость, ощущение обиды или безнадежности, от которых он пытается избавиться…

 

БУДЬ В КУРСЕ!

Как избежать трагедии?

- Не пускайте проблему на самотек, не отмахивайтесь от любых подозрительных маячков в поведении ребенка;

- Если заметили изменения в поведении (нарушение сна, аппетита, быстрая утомляемость, агрессия, закрытость, уход в себя) – выясните причину: поговорите с педагогами, друзьями ребенка. Выясните, какие соцсети и зачем он посещает;

- Разговаривайте с ним. Но не в процессе ссоры, а в спокойной благоприятной обстановке;

- Научите ребенка не верить незнакомцам, особенно в интернете;

- Не бойтесь и не стыдитесь, если у вас не получается разобраться самостоятельно, обязательно ищите помощь, в том числе у специалистов.

Три правила поведения в соцсетях:

- Проследите, чтобы подросток не указывал в соцсетях свой номер телефона, адрес, электронный адрес;

- Возраст, наоборот, нужно указать обязательно: до 18 потенциально опасные группы не могут включать в свои ряды несовершеннолетних;

- Объясните подростку возможные последствия общения с незнакомцами в интернете: любые контакты, клики, ответы на запросы и подтверждения могут повлечь неприятности, в том числе финансового характера.

 

ОФИЦИАЛЬНО

- Отдельной статистики по количеству совершенных подростками суицидов Следственный комитет Беларуси не ведет. На сайте ведомства есть данные по количеству подростковых самоубийств за 2014 год: 33 ребенка, больше всего в Минске - 7, меньше всего в Гродненской области - 2 человека. После 13 лет количество самоубийств среди подростков резко возрастает: до 13 лет - 5, 13-15 лет - 12, 16-17 лет – 16 суицидов. Мальчики уходят из жизни чаще (21 из 33). Средний возраст девочек, покончивших с собой, 14 лет, мальчиков - 16. Частые причины - неразделенная любовь, конфликты в семье, уменьшение интереса к жизни на фоне психических расстройств, употребления спиртного, наркотиков.

25 мая стало известно и количество суицидов среди несовершеннолетних за 2015 и 2016 (до 23 мая) годы. В 2015 году ушли из жизни по своей воле 26 человек, из них - 12 девочек и 14 мальчиков (16-17 лет - 13 человек, от 13 до 15 - 11 подростков, до 13 лет - 2 человека). В 2016 году (до 23 мая) ушли из жизни 13 подростков, из них 9 мальчиков и 3 девочки (16-17 лет - 7 подростков, 13-15 - 5, до 13 - 1).

В открытых источниках мы нашли еще данные за 2006 год – 24 случаев, за 2007 год – 29 среди детей и подростков.

 

 СОХРАНИ

8 017 246 03 03 - бесплатный анонимный телефон доверия для детей, подростков и их родителей в Минске (круглосуточно).

8 017 202 04 01 (Минская область) – телефон экстренной психологической помощи «Телефон доверия» (круглосуточно).

8 017 328 89 30 - «Горячая линия» Городского клинического детского психиатрического диспансера (понедельник-пятница с 08.00 до 20.00).

 

 


 

 

 

 

ОСТОРОЖНО! ИНТЕРНЕТ!

 Анкетирование в разных странах показывает, что Интернет привлекает людей, прежде всего вещами полезными - поиском нужной информации и программного обеспечения для компьютера. Игры и прочие развлечения - цели второстепенные.

Интернет сделал нас раскованнее и демократичнее. Ведь он не призывает никакой цензуры, давая возможность каждому взобраться на трибуну. Впрочем, отсутствие цензуры - не только один из плюсов, но и главный минус всемирной сети, важнейший контраргумент. В глазах общественных обвинителей Интернет - прежде всего свалка ненужной и полукриминальной информации (а иногда и криминальной).

Часто путешествуя по виртуальному миру, приходится пролистывать десятки, а то и сотни страниц, чтобы отыскать полезную информацию. Многим сведениям нельзя доверять в принципе, т.к. источники более чем сомнительные. Есть странички, попадающие под уголовные статьи. Самые популярные. Чего лукавить, самые популярные сайты Интернета - порнографического содержания, более того, считается, что именно сеть дала новый толчок раскручиванию рынка детской порнографии. Во всемирной паутине можно найти рекомендации по изготовлению и применению взрывных устройств, неонацистские, расистские странички.
   Раздвигая границы, Интернет освобождает пространство и для мошенников. Покупки через краденые кредитные карточки, хакерские атаки на банки приносят мировой экономике миллиардные убытки. Но если бы дело ограничивалось только материальными потерями! Всемирная паутина покушается на одну из главных ценностей - наш язык. Старшему поколению бывает трудно понять молодежь, которая при знакомстве интересуется «мылом» (адресом электронной почты, от английского «e-mail») или «ником» (виртуальным именем). А уж разговор продвинутых Интернет-пользователей ….!? Детям все тяжелее сформулировать четко и правильно свои мысли. Мы перестали писать письма, заменив послания общими сухими шаблонами.
   Интернет называют сетью не только потому, что он объединяет компьютеры, но и потому, что он затягивает в виртуальную пучину. Интернет - зависимость научно называется « Internet Addiction Disorder» («нездоровая склонность, тяга к Интернету») она приравнивается к наркотической и алкогольной и, по данным  медиков, стала диагнозом для каждого десятого пользователя. «Нетоголик», проводящий за компьютером по 18 часов, испытывает настоящий абстинентный (читай: похмельный) синдром - с приливами жара, подергиванием конечностей и лихорадкой.
   Много слов сказано о вредном влиянии компьютеров на здоровье пользователей. То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира -  Соединенных Штатах Америки. Эпидемия «Белых воротничков», охватила США, нанося вред здоровью многих людей. Компенсации, выплаченные служащим, достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни


• Зрительное утомление получило общее название «компьютерный зрительный синдром». Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, чувство жжения, «песка», боли при движении глаз. Настоящие убийцы для глаз - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается не скоро.
• Стесненная поза. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: затрудненное дыхание (может привести к приступам кашля, к астме); остеохондроз; заболевания суставов кистей рук.
• Использование компьютера вызывает дистресс, причиняет ущерб психологическому, межличностному, семейному, социальному статусу.

Психологические симптомы, характерные для патологического использования компьютера:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Невозможность остановиться;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

Проблемы с учебой или работой.
   Родителям часто уже весьма сложно контролировать своих семнадцатилетних  детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми: так или иначе, список домашних правил посещения Интернета при обязательном участии подростков должен быть создан. И требуйте безусловного его выполнения. Укажите список  запрещенных сайтов («черный список», часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах); 

Часы работы в Интернете могут быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля;

Беседа с подростками об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты, должны быть построены таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы. 

Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные 
 почтовые фильтры. 

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, 
   распространения сплетен или угроз другим людям. Убеждайте своих детей в необходимостиуважения своих собеседников. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и реальной жизни.

           Постарайтесь с детьми найти разумный баланс между нахождением в Интернете и физической нагрузкой.