флаг
герб
чечерск

10 заповедей для родителей

 

 

  

10 заповедей для родителей

Януш Корчак

1.   Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.  He требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше,чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.    Не унижай!

6.  Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них  - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.  Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.   Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9.  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.


 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

      Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого родителя, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

 Как помочь подросткам:

  Уважаемые родители, выслушивайте своих детей - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

 Обсуждайте - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.

 Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез. Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

 Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы. Следует подбирать ключ к за его намерения загадке суицида, помочь разобраться в причинах

 Недооценивать необходимо всесторонне вероятность суицида, оценивать степень риска даже если ребенок суицида

Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации
Оставлять ребенка одного в ситуации риска Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

 Главное - дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями.

 

  Важная информация №1. Суицид - основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Суицид является "убийцей № 2" молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид "молодеет": о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети.

   Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

 Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

   Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

 Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени - от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

   Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на "суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту "опасную” тему даст ей возможность выговориться, - суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидально опасными.

   Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

 От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы - веснушки на носу: суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый "фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный пример.

   Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

 Поскольку суицидальное поведение принято считать "ненормальным” и "нездоровым”, многие ошибочно полагают, что суициденты "не в себе". Суицидентов путают с теми, кто психически болен. В большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя. Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии конфликта.

   Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде совершает суицид.

  Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, принято от них "отмахиваться”. "Он шутит”, - говорим или думаем мы. - "Она делает вид", или: "Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!”

   Важная информация № 8. Суицид - это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: "Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Это действительно так, таким образом подросток привлекает к себе внимание. Даже если он просто "делает вид", хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего - прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

   Важная информация № 9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что "здорово” для тебя, для одного твоего друга "паршиво”, а для другого - "нормально".

 

 Получить профессиональную поддержку можно в психологической службе лицея. Сюда же можно направить на консультацию подростка или семью.

  Полезная информация:

  Экстренная психологическая помощь в Минске

  Для взрослых - 290-44-44 (круглосуточно)

  Для детей и подростков - 315-00-00 (круглосуточно)

  Гомель - (8-0232) 37-91-91 (круглосуточно)


 

 

 

 

 

Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

 

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

  • Гипомимия

  • Амимия

  • Тихий монотонный голос

  • Замедленная речь

  • Краткость ответов

  • Отсутствие ответов

  • Ускоренная экспрессивная речь

  • Патетические интонации

  • Причитания

  • Склонность к нытью

  • Общая двигательная заторможенность

  • Бездеятельность, адинамия

  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука

  • Грусть

  • Уныние

  • Угнетенность

  • Мрачная угрюмость

  • Злобность

  • Раздражительность

  • Ворчливость

  • Брюзжание

  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

  • Чувство ненависти к благополучию окружающих

  • Чувство физического недовольства

  • Безразличное отношение к себе, окружающим

  • Чувство бесчувствия

  • Тревога беспредметная (немотивированная)

  • Тревога предметная (мотивированная)

  • Ожидание непоправимой беды

  • Страх немотивированный

  • Страх мотивированный

  • Тоска как постоянный фон настроения

  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

  • депрессия

  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой

  • маниакально-депрессивный психоз

  • шизофрения

 

Оценка собственной жизни

  • Пессимистическая оценка своего прошлого

  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

  • Склонность к нытью

  • Капризность

  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость

  • Расширение зрачков

  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)

  • Тахикардия

  • Повышенное АД

  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

  • Ощущение комка в горле

  • Головные боли

  • Бессонница

  • Повышенная сонливость

  • Нарушение ритма сна

  • Отсутствие чувства сна

  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)

  • Запоры

  • Снижение веса тела

  • Повышение веса тела

  • Снижение аппетита

  • Пища ощущается безвкусной

  • Снижение либидо

  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшения состояния к вечеру

  • Ухудшение состояния к вечеру

 
 
 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

Родители и дети: противостояние или сотрудничество

 - Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем?

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

 

        Поговорим?! А как часто вы, уважаемые родители, общаетесь со своим ребенком? Как часто вы интересуетесь его успехами в учебе, с кем дружит, есть любимый парень (девушка), что волнует и о чем мечтает? Бывают ли у вас разговоры по душам?

       В  любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Безусловная любовь не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок. Это очень легко сказать, но невероятно трудно сделать. Этому нужно учиться всю жизнь.Тем не менее, если вы хотите иметь хорошие отношения с вашими детьми (а они уже выросли и скоро станут сами родителями), учитесь безусловной, безоговорочной любви. Просто дарите эту любовь. Ваша любовь не зависит ни от каких условий, во всяком случае, по отношению к детям.

 Леонардо да Винчи в свое время сказал фразу, которая актуальна и сейчас: «Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик». Как часто мы срываемся? Вместо того, чтобы понять, выходим из себя: «Ты виновата!», «Ты опоздал!» А ведь можно многое узнать, если удается говорить о своих чувствах, не упрекая друг друга

 Замените «Ты-высказывание» на «Я-высказывание»: «Я хочу рассказать тебе о себе и о своих чувствах, даже если они не все положительные» Попробуйте!

 «Терпеливо слушать – одно из величайших совершенств, которое только возможно в общении», - сказал французский мыслитель Ларошфуко.

 А умение активно слушать – еще большая ценность. Активное слушание создает отношения теплоты, облегчает решение проблем, у ваших детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Как это сделать?

 Внимательно слушайте, используя:

 -       невербальные средства (кивок головой, поддакивание: «да-да», «конечно», «возможно» и т.д.)

 -       уточняющие вопросы: «Я правильно тебя понял?»

-        отражение чувств: «Мне кажется, ты расстроен, обижен, расстроен и др.»

   Ваши  дети  вас  очень  любят,  но  иногда  не  могут  (или  не  умеют) проявить свое искренне чувство. Почему? Помогите им в этом! Они ждут вашей поддержки, теплоты и любви.

 Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

 Воспитать Человека с большой буквы – огромный труд. Мы говорили о том, что можно сделать своими силами, если терпеливо строить добрые отношения с детьми. Пусть даже со взрослыми, но все же детьми.