80 лет назад многие белорусские семьи пришли в глухую лесную деревню Ола, чтобы спастись, но попали в огненную ловушку нацистов
80 лет назад, 14 января 1944 года, нацисты вместе с людьми уничтожили деревню Ола. Там находилось около двух тысяч человек. В большинстве своем старики, женщины и дети. В январе 1944-го территория тогда Паричского района была прифронтовой зоной. Здесь ежедневно шли бои, которые в сводках Совинформбюро значились, как бои местного значения. Вермахт разрушал деревни, часто с мирным населением, чтобы построить заградительные укрепления. Чтобы выжить, люди уходили в лес.
Многие шли в Олу - глухую лесную деревню, которая находилась среди болот. Люди были уверены, что здесь им удастся выжить. Поэтому на момент трагедии в Оле было так много людей. На расправу с мирным безоружным населением пришла тысячная армада солдат вермахта. Стариков расстреливали из автоматов, женщин забрасывали гранатами и сжигали живьем, детей травили собаками, из огнеметов поджигали дома. Официальная цифра уничтоженных в Оле людей - 1758.
Долгое время эта трагедия оставалась в тени, несмотря на то что здесь за несколько часов были уничтожены сразу 12 Хатыней. Лишь в последнее десятилетие об Оле стали говорить. А фильм Агентства теленовостей "Ола. Пепел геноцида", который вышел несколько дней назад, по сути, первая серьезная попытка восстановить события 80-летней давности. Воспоминания выживших, архивные документы и показания свидетелей - у Елены Бормотовой.
80 лет назад в Оле было также много снега. Деревня среди олеса (так местные называют лес на болотах) стала пристанищем для сотен семей из близлежащих населенных пунктов. Люди шли в Олу, чтобы спастись. Ведь деревня находилась в труднодоступном месте.
"Пошли люди на Олу. Там принимали везде и в сарае, где было место, - рассказывает жительница д. Рудня Светлогорского района Мария Зыкун. - Из многих деревень туда попали люди".
Сегодня среди заповедного леса на месте бывшей деревни - мемориал. На символической улице 34 калитки в виде арок по числу домов Олы. И 7 стилизованных силуэтов людей, как знак того, что здесь погибали семьями.
От входа в мемориал до места, где некогда стоял сарай, в котором сжигали людей, посетитель проходит 292 метра. Извилистая дорога - это бывшая деревенская улица. Малоизвестный факт. Здесь была улица послевоенной деревни. Довоенная Ола находилась в нескольких десятках метрах правее. Дело в том, что после освобождения, когда деревня стала возрождаться, местные жители не строили дома на фундаментах уничтоженных хат.
Территория современного Светлогорского района осенью 1943-го и зимой 1944-го - сплошной фронт. Чтобы выжить, люди уходили в леса. За едой часто приходили и в Олу.
"Мы там в лагере в лесу, недалеко от Олы, были, - рассказывает житель аг. Чирковичи Светлогорского района Анатолий Сивак. - Моя мать пошла в деревню, чтобы что-то достать из продуктов. Там была знакомая женщина Акулина. Она пошла к ней в гости. Ее приняла, угостила как положено, дала ей немного картошки, кусочек сала, хлеба дала и вышла мою мать провожать".
Январь, зима, мороз. Они стояли и разговаривали у калитки, когда заметили, как из леса на лыжах вышла "целая туча людей" со стороны деревни Плесовичи Жлобинского района.
4-го января в Оле традиционно отмечали престольный праздник - Васильев день. Собирались семьями. Накануне, 13 января, многие люди из леса вернулись в деревню, чтобы испечь хлеб, переночевать в домах и встретить праздник. А утром пришли нацисты.
Свидетель трагедии в Оле Артем Устименко в документальном фильме "Трагедия Олы" (1979 г.) рассказывает: "Подвели под мой дом тещу и всех родственников и говорят: "Вас будут убивать". Пригнали и открывают ворота в мой двор, сразу сгоняют в сарай. Зажигают, сарай горит и хата собирается гореть".
Артем Устименко лег и лежал. Лежал до тех пор, пока не почувствовал, что скоро сам загорится: "Вижу, что ноги хотят загореться и голова. Я тогда на чердаке вижу, что рядом еще к соседу завели…"
Каратели не щадили никого. Против безоружных людей применяли огнеметы и забрасывали их гранатами. Многих повели на окраину деревни, где стоял колхозный сарай. Он и стал братской могилой для большинства.
Валентина Логвин, жительница аг. Коротковичи Жлобинского района:
Мою маму звали Антонина. Рядом сестра Мария говорит ей: "Антоня, выскакивай!
"Сколько она пробежала, может, метров 5-6, и чувствует, что вроде стреляли по ней. И говорит, что так и полетела лицом вниз прямо в снег", - говорит Валентина Логвин. - А снега было очень много, мороз был, - пересказывает воспоминания матери она. Собака была возле нее рядом, слышно было дыхание пса, но он не почувствовал, что живая. А она лежала лицом в снег".
Иван Колеснев, житель аг. Коротковичи Жлобинского района:
Очнулся, когда голова примерзла ко льду. Пошел на речку. Под вечер вернулся, нашел своих сыновей, жену, выкопал могилу на острове и похоронил их.
Воспоминания выживших людей - вот главный аргумент против исторической амнезии. Какие бы веские с точки зрения нацистов не были причины, убивать мирных людей, среди которых немощные старики, женщины и дети, - это преступление.
Мария Жабыко, жительница аг. Коротковичи Жлобинского района:
Когда бросили гранаты, там была невестка наша с девочкой. Девочке 3 годика было, ползала и кричала: "Мама, проснись!" Девочка маленькая. Это просто нельзя рассказать, как это было.
Олу уничтожили за две недели до освобождения этой территории Красной армией. Первыми сюда вошли солдаты 74-го военно-строительного отряда при 48-й армии, которые перед генеральным наступлением укладывали дороги.
Наталья Гавриленко, младший научный сотрудник филиала в аг. Чирковичи Светлогорского историко-краеведческого музея:
Когда они зашли в Олу, кажется, озерца блестят там, там, там. Откуда может быть зимой озеро. Небольшое озерцо в деревне. Когда они подошли, это был застывший человеческий жир.
Бойцы 48-й армии Белорусского фронта, которые пришли на пепелище в Оле и обнаружили горы трупов и пепла, хоронили погибших детей, женщин и стариков.
Всех вместе в огромной яме - могиле.
Сегодня на месте братской могилы - памятник солдату-освободителю. Но здесь покоятся не только красноармейцы, но и люди, погибшие в Оле.
И даже спустя 80 лет после трагедии мы не можем назвать имена всех расстрелянных и сожженных в Оле людей. Из 1758 человек точно известны имена лишь 299 жертв. Сложность заключалась в том, что отчетность кто, когда, из каких населенных пунктов пришел в глухую лесную деревню, не велась.
Сегодня исследователи установили название 12-ти деревень, жители которых на момент трагедии были в Оле. 13-я - сама Ола. Эти цифры увековечены на мемориале - 12 молчащих колоколов. И 1, который звонит.