Язык

  

 

 

 

Жестокое обращение с детьми

вкл. .

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

  Как узнать, что с ребенком обращаются жестоко? Как помочь ему? Осново­полагающим документом при работе над этой проблемой явилась Конвенция о пра­вах ребенка (принята в 1989 г. Генераль­ной Ассамблеей ООН), из положений кото­рой следует, что ребенок должен быть за­щищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересов и эксплуата­ции. Как указано в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, поэтому определения любых форм насилия над ре­бенком относятся к указанному возрастно­му периоду.

Различают следующие основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми: физическое насилие; сексуальное насилие или развращение; психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

 

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это преднамеренное нанесение ребенку родителями, или лицами, их замещающи­ми, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, кото­рые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинс­кой помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отста­ванию в развитии. К физическому насилию относятся также телесные наказания, нано­сящие ущерб физическому или психическо­му здоровью ребенка.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм, позволяющие заподозрить физическое насилие

Специфические множественные поврежде­ния различной давности: свежие и зажива­ющие отпечатки пальцев, ремня, ожоги, си­няки, ссадины, раны; на голове — крово­излияния в глазное яблоко, участки облы­сения, выбитые или расшатанные зубы, раз­рывы и порезы во рту, на губах; поврежде­ния внутренних органов; синдром сотрясе­ния (проявляется в форме потери сознания, рвоты, головных болей).

Гигиеническая запущенность, неопрят­ный внешний вид, сыпи как признаки от­сутствия необходимого ухода.

Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию

В возрасте до 6 месяцев — безразличие к окружающему миру, малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы или ее полное отсутствие, почти никогда неулыбается.

    В возрасте от 6 месяцев до полутора лет — боязнь контакта со взрослыми, бо­язнь родителей, постоянная насторожен­ность, плаксивость, хныканье, подавлен­ность, печаль, испуг при попытке взрослых взять ребенка на руки.

Возраст от полутора до трех лет — боязнь взрослых, редкое проявление радос­ти, плаксивость, крайности в поведении: от чрезмерной агрессивности до безучастности, испуг при плаче других детей.

В возрасте от трех до шести лет — принятие случившегося, отсутствие сопро­тивления, пассивное реагирование на боль, болезненное отношение к замечаниям, заис­кивающее поведение, чрезмерная уступчи­вость, псевдовзрослое поведение (внешне ко­пирует поведение взрослых), негативизм, аг­рессивность, лживость, воровство, жесто­кость по отношению к животным, склон­ность к поджогам.

В младшем школьном возрасте — стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие друзей, боязнь идти до­мой после школы.

В подростковом возрасте — побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение, употребление алкоголя, нарко­тиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить

их жестокое отношение к ребенку

Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения.

Позднее обращение за медицинской по­мощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.

Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка.

Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преувеличение или преуменьшение их.

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

 Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним.

Поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность и др.).

Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.

Повествования о том, как их самих наказывали в детстве.

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ

Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только соб­ственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий, включая:

■  мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с по­ловыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

■  введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;

■  сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в про­ституцию;

■  несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;

■  мастурбация обоюдная, со стороны ре­бенка или взрослого;

■  эксгибиционизм — демонстрация обна­женных гениталий, груди или ягодиц пе­ред ребенком;

■  вуаеризм — подглядывание за разде­ванием детей,  купанием  или  нахождением в туалете, а также принуждение детей раз деваться.

К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они coвершались с применением угрозы или физической силы, а также тогда, когда разница в возрасте насильника и жертвы coставляет не менее 3—4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

■  не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрос­лого;

■  не может в полной мере осознавать все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и другие последствия

Повреждение кожи груди или бедер.

Следы спермы на одежде, коже.

Заболевания, передающиеся половым пу­тем.

Беременность.

Повторные или хронические инфекции мочевого тракта.

Вагинальные кровотечения.

Психосоматические расстройства

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

В дошкольном возрасте: ночные кошма­ры, страхи, появление форм поведения, ха­рактерных для более младшего возраста (т. е. регрессивное поведение), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или иг­рушками, открытая мастурбация, несвой­ственные возрасту знания о сексуальном по­ведении, нервно-психические расстройства.

У детей младшего школьного возраста: низкая успеваемость в школе, замкнутость, стремление избегать контактов, изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей), ухудшение взаимоотношений со сверстниками, несвойственное возрасту сек­суально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

У детей старшего школьного возраста и у подростков: депрессия, побеги из дома, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания, сексуализированное по­ведение, употребление наркотиков или ал­коголя, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе.

ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

К этой форме насилия относятся откры­тое неприятие и критика ребенка, оскорб­ление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без фи­зического насилия, преднамеренная физи­ческая или социальная изоляция, предъяв­ление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возмож­ностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушения доверия ре­бенка.

Однократное грубое психическое воз­действие, вызвавшее у ребенка психичес­кую травму, также входит в этот вид на­силия.

Особенности внешнего вида ребенка, подвергающегося эмоциональному насилию

Задержка физического и умственного развития.

Наличие соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, кожные за­болевания, аллергическая патология). Не­рвные тики. Печальный внешний вид.

 

Особенности поведения ребенка, испытывающего эмоциональное насилие

Беспокойство или тревожность.

Нарушение сна и аппетита.

Длительное подавленное состояние.

Агрессивность.

Склонность к уединению.

Чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение.

Эксцентричность поведения.

Суицидальные угрозы или попытки.

Неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых.

Плохая успеваемость в школе.

Низкая самооценка.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить их эмоциональной  жестокости по отношению к собственным детям

Оскорбления, брань, публичное унижение.

Отказ в утешении, когда ребенок напуган ли подавлен.

Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку.

Отождествление ребенка с нелюбимым ли ненавистным родственником.

Перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи.

Откровенное признание в нелюбви или даже ненависти к ребенку.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ (МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ)

Пренебрежение основными нуждами ре­бенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменя­ющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональ­ное состояние илипоявляется угроза для его здоровья или развития.

Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:

■  отсутствие адекватного возрасту и по­требностям ребенка питания, одежды, жи­лья, образования, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка);

■  отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвер­гается риску быть жертвой несчастного слу­чая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, а так­же в совершения правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болез­нью,  бедностью,  невежественностью  или  не- опытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений. Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и на­ходящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему

Отставание в физическом развитии (рос­те, весе). Санитарно-гигиеническая запущен­ность, педикулез. Утомленный, сонный вид, опухшие веки. Подозрительно малый вес.

Задержка речевого и моторного разви­тия, которые ликвидируются при измене­нии ситуации и при заботе о ребенке.

Выраженная пеленочная сыпь.

Обезвоживание (у грудных детей).

Частые вялотекущие хронические и ин­фекционные заболевания.

Частая госпитализация в отделения нео­тложной или скорой помощи.

 

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему

Постоянный голод и (или) жажда. Кра­жа пищи.

Стремление во что бы то ни стало, вплоть до нанесения самоповреждений, при­влечь к себе внимание взрослых. Требова­ние ласки и внимания. Подавленное на­строение, апатичность. Пассивность.

Агрессивность и импульсивность.

Делинквентное, или антиобщественное, поведение, вплоть до вандализма. Плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить. Неразборчивое дружелюбие. Рег­рессивное поведение.

Низкая школьная успеваемость, дефицит знаний. Низкая самооценка. Самостимули­рующее поведение.

Факторы риска жестокого обращения с детьми

Риск различных форм насилия по отно­шению к детям может быть обусловлен се­мейными проблемами, связанными с соци­альным неблагополучием семьи, наличием в ней эмоциональных или связанных со здоровьем проблем, а также сочетанием специфических характерологических особен­ностей родителей и ребенка.

Семьи с социальными проблемами

Это дисфункциональная, неполная или многодетная семья; семьи с приемными детьми; наличие в семье больного алкого­лизмом или наркоманией; социальная изо­ляция,   культурные  или  религиозные  факторы; юные мама и папа (17 лет и моло­же), не имеющие никаких родительских навыков; стрессовые факторы: безработицу финансовые проблемы, чрезмерная занятость взрослых; низкий уровень образования и профессиональной квалификации родителей; использование родителями физического и эмоционального насилия в качестве дисциплинарных мер наказаний; семыибеженцев.

 

Семьи с проблемами здоровья родителей и других членов

 Психические  заболевания  (психоз,  депрессия).   Критические   состояния   (попытки суицида,   нервные  потрясения  и  др.).  Умственная отсталость.

Особенности детей — жертв насилия

Физические или умственные недостатки,низкая масса тела. Врожденные уродства. Нарушения поведения, включая гиперактивность.

Итак,   любой  вид  жестокого  обращения, нарушает физическое и психическое развитие ребенка. Но многие признаки, характерризующие поведение детей, их эмоциональную   и   психическую   сферы,   не   являются; специфическими только для жестокого обращения,   они  встречаются  и   при  других состояниях или психических расстройствах у детей. Поэтому при оценке каждого конкретного   случая   следует   учитывать   весь комплекс клинических симптомов, психоло­гических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким об­ращением.