Язык

  

 

 

 

Методическая разработка «ДВА ПОЛЮСА, ДВА МАТЕРИКА, или ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК »

 

Классный час для старшеклассников  

Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения,  культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи: 

- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;

- расширить знания учащихся о роли общения и взаимопонимания в жизни че­ловека, об умении найти общую тему с собеседником; - улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;

- научить навыкам эффективного общения мальчиков и девочек; воспитывать культуру общения.

- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, конструктивный диалог, психологический тренинг.

Оборудование:

 -  мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

-  мультимедийная презентация «два полюса, два материка, или Общение юношей и девушек»,

- лист ватмана «Правила общения»,

-маркеры или фломастеры,

- фигуры снежинок (12 шт),

- фигуры шаров (целых, «битых») (по 12 шт.),

- фигуры-бейджи (для  надписи имен учащихся) (12 шт.),

- карточки с тестом «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (12 шт.),

- карточки заданий для юношей и девушек «Мы похожи и такие разные»,

- рисунки с солнцем и тучами (12 шт.),

- аудиозапись песни Е. Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Выявление эмоционально-психологического настроения учащихся.

  1. Упражнение «Поменяемся местами»

Учитель: 

ü Поменяйтесь местами те, кто уже, наконец, проснулся ко второму уроку.

üПоменяйтесь местами те, кто сегодня не успел позавтракать.

ü  Поменяйтесь местами те, у кого веселое настроение.

ü  Поменяйтесь местами те, кто готов сегодня плодотворно поработать.

ü Поменяйтесь местами те, кто хотел бы узнать что-то новое.

 

2. Упражнение «Так меня зовут».

Учитель:  Вам необходимо придумать себе новое имя. Так вас будут называть сегодня во время нашей беседы. Придуманное имя напишите на цветной карточке, которую вы выбрали и прикрепите их как бэйджи.

Сейчас предлагаю вам представиться. По порядку назовите свое имя, можете рассказать кратко, почему взяли именно это имя.

ІІ. Сообщение темы занятия

Учитель: Тема нашего разговора «Два полюса, два материка, или Общение и взаимопонимание юношей и девушек».

Как вы понимаете первое, более поэтическое название темы нашего названия  «Два полюса, два материка»? (Если разговор будет идти о юношах и девушках, то их и можно назвать полюсами и материками, т.е. похожими и такими разными).

В предверии праздников Рождества и Нового года у нас в классе появилось сказочное дерево, а на партах у вас снежинки. На них необходимо написать то, о чем бы вам хотелось узнать на сегодняшнем занятии по этой теме. Прикрепите, пожалуйста, свои снежинки к дереву, озвучив ваши записи.

Учащиеся по очереди читают записи. Учитель подводит итог высказываний учащихся.

           Вы будете  выполнять упражнения, которые помогут вам научиться правилам общения между юношами и девушками, научат пони­мать друг друга.

ІІІ. Беседа «Общение в нашей жизни»

Учитель:

 - Что такое, по-вашему, общение?

1. Общение – процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

2. Общение – передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

         Учитель:

- Как вы считаете, умеете ли вы общаться?

- Как по-вашему, нужно ли учиться правилам общения? Почему?

- С кем вы общаетесь чаще: с мальчиками или девочками?

Сегодня мы с вами по ходу нашего разговора попробуем вместе составить правила общения юношей и девушек, соблюдая их, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.

Общение со сверстниками другого пола - своего рода способ самоутверждения в вашем возрасте. Но проявить себя в этой сфере не всегда просто: мешает отсутствие жизненного опыта.

С целью проверки вашего опыта попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1, 2)

Учитель обобщает представления учащихся о противоположном поле на основании

IV. Упражнение «Солнце и тучи»

Учитель: Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю напи­сать, какое общение с противоположным полом приносит вам ра­дость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает.

Учащиеся работают в группах, после чего  делятся своими впечатлениями об общении с противоположным полом на основании мнения психолога (Приложение 2).

Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.

 

Учитель:  Вам 14-15 лет. Много это или мало? Каждый по-своему оценивает свой возраст. Но именно в этом возрасте часто совместные прогулки мальчика и девочки, встречи, перерастают в нечто большее, чем просто общение. Согласитесь, что каждый из вас хранит в своей памяти серию мимолетных, но поразительно четких картинок, моментов, когда все воспринималось чувством, а время словно останавливалось на мгновение…

  1. V.     Упражнение «Запретные темы»

Учитель: Мальчики, знакомо ли вам неловкое чувство, когда рассказываешь девочке или девочкам что-нибудь и при этом понимаешь, что ей (им) скучно, не интересно?

- Как общаться так, чтобы не наскучить девочке, а наобо­рот, привлечь ее внимание?

- Существуют темы, на которые лучше не говорить с девушками на свидании. Спросим об этом у девушек.

- Какие темы вам не интересны на свидании? (Проблемы со здоровьем. О бывших девушках. О футболе. Об автомобилях. О чрезмерной любви к домашним животным и др.)

- А теперь ответьте, пожалуйста, мальчики. На какие темы вам не интересно разговаривать с девочками? (Косметика, показы мод, обсуждение покупки новых нарядов, о том, кто во что одет, др.)

Учащиеся отвечают.

Какие правила общения можно вывести из сказанного вами? Сформулируйте их.

 

Учитель: Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает домой и т. д.

 - Можно ли подобные взаимоотношения девочки и мальчика назвать любовью?

 - А что по-вашему является любовью? Существует такое понятие как влюбленность. Какое из чувств более глубокое, крепкое? Выскажите свои суждения.

Учитель. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы – я и ваши родители – читали, переписывали в тетради и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.

Зачитывается стихотворение «Трусиха» (Приложение 3).

Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Все отвечают по кругу.

Возможные ответы учащихся

  1. 1.       Парень струсил. Скорее всего девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.
  2. 2.       Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.
  3. 3.       Они могут продолжать встречаться, общаться, но отношения будут уже не те.

Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...)

Учитель. А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку...)

 

Возможные ответы учащихся

  1. 1.       А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о безопасности девушки. Его можно назвать «защитником» девушки.
  2. 2.       Она – девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся... Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.
  3. 3.       Я считаю, что девушка – «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?

Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том,что следует учиться ставить себя на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями.

        Отношения между девочками и мальчиками, которые импонируют, нравятся друг другу, никогда не бывают про­стыми и ровными. В большинстве случаев ошибки совершаются потому, что они не умеют прислушиваться, понимать друг друга.

Какое правило общения нужно соблюдать в таких случаях, чтобы достичь взаимопонимания друг с другом?

Упражнение «Мы похожие и такие разные»

Учитель: предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом, скорректировать свое поведение, избежать ошибок (Приложение 3). 

Список заданий  для  мальчиков

Список заданий для  девочек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему девушки могут   не   вызывать симпатий (не нравиться): ___________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна: ____________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам: _________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Девушки не правы, когда думают…

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) __________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать девушкам…

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему юноши могут   не   вызывать симпатий (не нравиться девушкам):

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен: _________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

______________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам: ___________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Юноши не правы, когда думают…

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) _________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать юношам… __________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

 

 

 

 

Упражнение «Обзывалки».

Учитель. Доводилось ли вам когда-нибудь попадать в такие ситуации, когда вы понимали, что назревает конфликт из-за некорректного поведения противоположного пола, и в ответ тоже хочется нагрубить, высказаться резко в адрес обидчика?

Чтобы научиться выходить из таких ситуаций, нужно уметь владеть собой, быть сдержанными, контролировать свои слова и эмоции.

Следующие упражнение «Обзывалки», возможно, поможет вам выработать в себе подобные качества. Станьте в круг. Использование ненормативной лексики исключается. Обидчик называет вас названием растения, животного, птицы и т.д. Вы в отвечаете фразами исключительно вежливого тона. Например, «Как лестно!», «Как приятно слышать!» «Спасибо. Вы очень вежливы!» «Как любезно с вашей стороны!» «Спасибо за комплимент!» «Таких приятных слов мне никто еще не говорил!» и т.д.

        Какое правило общения нужно соблюдать в таких случаях, чтобы не возникало конфликтов?

 

       Учитель: Часто молодые люди чувствуют себя неуверенно в общении с противоположным полом, ищут поддержки у знакомых и друзей. Знание основных прин­ципов общения поможет открыть новые собственные возможности и придаст вам больше уверенности.

Подумайте и напишите правила, которых нужно придерживаться в общении юношам и девушкам.

Учащиеся озвучивают свои суждения. Учитель предлагает им памятку «Правила общения»

Учитель: Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.

10 заповедей общения, Или как приобрести друзей (американский психолог Дейл Карнеги)

  1. 1.       Меньше критикуйте и обсуждайте других, реже жалуйтесь.
  2. 2.       Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
  3. 3.       Будьте хорошим слушателем.
  4. 4.       Помогайте людям чувствовать свою значимость.
  5. 5.       Уважайте мнение других людей.
  6. 6.       Избегайте ненужных споров.
  7. 7.       Убеждайте, а не приказывайте.
  8. 8.       Запоминайте имена.
  9. 9.       Придерживайтесь положительной установки.
  10. 10.  Улыбайтесь.

 

Учитель: Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

 

  1. V.       Рефлексия.

      В канун праздника Рождества и Нового года я предлагаю вам украсить елочку. Если сегодняшнее занятие вам понравилось, то ель украсьте красивым шаром, высказавшись по одному из предложений:

    На сегодняшнем занятии я узнал(а), что...

   Мне было интересно...

   Памятка мне будет полезна тем, что..

    Для себя сделал(а) вывод…

         Если же вам что-то не понравилось, вы не довольны собой или имеются другие причины, то повесьте на ель «битый» шар.

В это время звучит песня Е. Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Учитель. Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: будьте внимательны друг к другу, любите и учитесь прощать. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной, как в этой песне, – зависит от вас!

Спасибо за работу!


 

 

Приложение 1.

Тест

«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

        Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки),  буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».

 

1.   _____более послушны, чем _____.

2.   _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3.   _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.

4.   ____  испытывают большее желание отличиться, выделиться.

5.   _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).

6.  _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.  _____ умеют лучше выразить свои мысли.

8.  У  ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.

9.   _____ лучшее ориентируются в пространстве.

10.  _____ агрессивнее.

11.  _____ менее активны.

12.  _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. _____ более ласковы.

14. _____ легче попадают под чужое влияние.

15. _____ более предприимчивы, практичны.

16. _____ более трусливы.

17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. _____ реже соперничают между собой.

19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. ____  больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.

 

Приложение 1.

Тест

«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

        Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки),  буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».

 

1.   _____более послушны, чем _____.

2.   _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3.   _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.

4.   ____  испытывают большее желание отличиться, выделиться.

5.   _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).

6.  _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.  _____ умеют лучше выразить свои мысли.

8.  У  ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.

9.   _____ лучшее ориентируются в пространстве.

10.  _____ агрессивнее.

11.  _____ менее активны.

12.  _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. _____ более ласковы.

14. _____ легче попадают под чужое влияние.

15. _____ более предприимчивы, практичны.

16. _____ более трусливы.

17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. _____ реже соперничают между собой.

19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. ____  больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом

 

 

Приложение 2.

Ознакомьтесь с мнением психологов.

1.   В раннем: детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях.

3.  Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4.  До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников.

5.   Девочки и мальчики одарены одинаково.

6. Напротив, мальчики легче поддаютсявлиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10–13 лет разница незначительна, в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики  же склонны  к коллективным играм, собираются в более крупные группы.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики тоже требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики, скорее,  склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это непременно надо иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными  и активными становятся девочки. В период полового созревания они уступают в этом юношам, быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется.  В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «меряться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19. Нет.Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.


 


Приложение 3.


               А.Асадов   ТРУСИХА

 

                                                                            

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

 

Видно, распалясь от разговора,

Парень, между прочим, рассказал,

Как однажды в бурю ради спора

Он морской залив переплывал,

 

Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищеньем

В смелые, горячие глаза...

 

А потом, вздохнув, сказала тихо:

- Я бы там от страха умерла.

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

 

Парень улыбнулся снисходительно,

Притянул девчонку не спеша

И сказал:- Ты просто восхитительна,

Ах ты, воробьиная душа!

 

Подбородок пальцем ей приподнял

И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел... И для нее сегодня

Мир был сплошь из музыки и звезд!

 

Так в ночи по набережной хмурой

Шли вдвоем сквозь спящий городок

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

 

А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли,

Два плечистых темных силуэта

Выросли вдруг как из-под земли.

 

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!

Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки -

Все, что есть,- на бочку, и живей!

 

А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал спеша отстегивать часы.

 

И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!

Что надулась?! - И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

 

Дальше было все как взрыв гранаты:

Девушка беретик сорвала

И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-

Как огнем детину обожгла.

 

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-

Голос рвется, яростен и звонок:

- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

 

За убийство - стенка ожидает.

Ну, а коль от раны упаду,

То запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был, все равно найду!

 

И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-

А второй промямлил:- Ну их к черту! -

И фигуры скрылись за углом.

 

Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок,

 

Где без слов по набережной хмурой

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - слабая натура,

"Трус" и "воробьиная душа".


 


Приложение 4.

Памятка «Правила общения»

 

 Я думаю, что она поможет проанализировать ваше общение с людьми и выделить для себя то, что необходимо в себе воспитывать.

1.Умейте слушать и слышать своего собеседника!

2. В любом общении важно взаимопонимание!

3.Избегайте ненужных споров.

4.Уважайте мнение других людей.

5.Убеждайте, а не приказывайте.

6.Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

7.Будьте искренни и справедливы!

9. Будьте терпимы и оптимистичны!

10.Не бойтесь говорить правду!

11.Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

12.Будьте естественны в общении!

13.Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!